В чём весь фокус? Студентка ПГУ Софья Лан — о любви к фотографии, персональной фотовыставке и участии в Российской Студенческой весне

28.05.2024 13:14

Софья Лан — первый в истории победитель областного фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна» в направлении «Медиа» и автор персональной выставки «ЗАСЦЕНА». О том, какое место творчество занимает в её жизни и как увлечение удаётся совмещать с отличной учёбой, — в материале «Университетской газеты».

— Соня, поздравляем тебя с победой! Какими были первые ощущения, когда ты услышала своё имя и узнала, что тебя ждёт всероссийский финал?

— Для меня это первая подобная победа, было очень неожиданно и даже немного страшно, потому что я никогда не получала экспертного мнения о своих работах. Но я в финале, а значит, всё получилось!

— Часто ли участвуешь в конкурсах фотографий? Расскажи о них.

— Студенческая весна — первый подобный опыт. Наверное, потому, что творчество для меня ни в коем случае не соревнование, а высшая награда для меня — отзывы людей, попавших в мой объектив.

— Соня, помнишь свою первую фотографию?

— Есть много детских фотографий, где я примеряю на себя разные образы, один из первых таких снимков: я стою в лиловом платье и в огромной бабушкиной шляпе. На этой фотографии мне года три, но я уже очень довольна собой!

— А первую фотографию, которую сделала ты сама?

— Если говорить о первой самостоятельной фотографии, то вспоминается мой первый снимок на профессиональную камеру. Кажется, мне было около 16 и, как каждый уважающий себя подросток, я любила альтернативную музыку. Одна из музыкальных групп, «После прочтения сжечь», запустила конкурс обложек к новой песне, а я всегда мечтала создавать музыкальные обложки, ещё учась в художественной школе! И тогда я решила добавить к живописи фотографию, выпросила у мамы на работе фотоаппарат и попыталась с ним разобраться. Кажется, я фотографировала некую композицию из рук на фоне розового закатного неба. В итоге эту обложку никто не увидел: мне казалось, что она совсем не получилась, и я не опубликовала её. Но это стало стартом для меня в мир фотографии.

— Фотография — это увлечение или серьёзный план на жизнь?

— Конечно же, это серьёзный план на жизнь. Вообще не могу сказать, что у меня есть хобби, я всю жизнь серьёзно занимаюсь творчеством. Это непрерывная нить, если можно так выразиться. Я поступила на относительно творческую и широкопрофильную специальность «реклама и связи с общественностью»: здесь есть место и фотографии, и дизайну, вообще там много вещей, которые мне интересны. Работа у меня тоже творческая: я преподаю в Детском медиацентре и являюсь специалистом по связям с общественностью ЦКР «Дом офицеров». Всё это тоже бесконечный поток создания большого творческого продукта. Конечно, это занимает много времени, иногда с учёбой совмещать трудно, но я не жалуюсь. Я люблю такую наполненную, местами сумбурную жизнь, c сотней концертов, мероприятий, поездок и, конечно же, с зачётами и экзаменами.

— В семье кто-то дружит с камерой? Кто повлиял на твоё увлечение?

— Из моих близких никто не занимается фотографией, но недавно я узнала, что мой прадед, Яков Семёнович, был фотографом и работал в фотосалоне. Может быть, гены это не шутка. Но в глобальном плане на моё увлечение, как ни странно, повлияли музыка и другие исполнительские искусства. Я с раннего возраста увлекалась разной музыкальной культурой, и это рождало для меня самые разные визуальные образы, которые очень хотелось воплотить. Сначала я рисовала, потом стала фотографировать. А потом в жизнь плотно вошли театр, хореография и открыли новые горизонты для творчества.

— Чьи фотоработы тебя вдохновляют? Российских, мировых фотографов, может быть, пензенских?

— Впервые большое впечатление на меня произвели работы американского концертного фотографа Брэда Хитона. В 2019 году я увидела фотографии из тура группы Twenty One Pilots и подумала: «Вау, как это сделано?» Потом подумала: «Вау, я тоже хочу ездить по миру и фотографировать концерты!» Кажется, с первым вопросом я разобралась, со вторым, надеюсь, всё впереди! Из российских фотографов, безоговорочно, Игорь Клепнев, великолепный художник, снявший обложки для почти всей андерграундной и не только сцены в России. Думаю, что для меня это творец, на которого хочется равняться. Ещё меня очень вдохновляют сёстры Набока, они работают с артистами театра и кино и делают потрясающие чувственные портреты.

— Сейчас фотоаппарат, даже профессиональный, есть, наверное, у каждого второго, но каждый ли может назвать себя фотографом? Какими качествами, компетенциями, на твой взгляд, нужно обладать, чтобы называть себя фотографом?

— Не думаю, что нужно обладать какими-то определёнными качествами и компетенциями, для каждого жанра правила игры свои, и тем интереснее. На мой взгляд, фотографом себя может назвать каждый, кто имеет индивидуальный взгляд на мир, хочет самовыражаться через визуальные образы и не боится показать это миру. Даже камера профессиональная не всегда нужна. Фотограф — это человек, который снимает, изучает, исследует, творит и не боится. Последнее — особенно важно.

— Были случаи, когда очень хотелось сделать кадр, а фотоаппарата под рукой не было?

— Такого никогда не случалось, под рукой у меня всегда либо телефон, либо старенькая цифровая мыльница.

— Возвращаясь к теме Студенческой весны, давай обсудим сами фотографии. Ты представляла бэкстейдж-проект «ЗАСЦЕНА» в номинации «Фоторепортаж». Расскажи о нём.

— Идея проекта появилась в мае 2023 года. Бесконечная благодарность за неё тебе и театру «Кириллица»! Почти весь театральный сезон я провела за кулисами и на спектаклях, просто наблюдала за актёрами, режиссёром, реквизиторами, декораторами, и за это время собралось большое количество интересного репортажного материала. В конкурсную программу Студвесны вошли кадры из спектакля «Бесы», наверное, потому, что смыслы, заложенные там, наиболее мне близки. Это хочется исследовать, поэтому и визуальные образы получились такими интересными.

— Что, по-твоему, важно в фоторепортаже и почему именно формат бэкстейдж-проекта тебе оказался ближе?

— В фоторепортаже самое важное — открыть такую завесу, за которой обыватель ещё не был. Это касается не только физических мест, например закулисья, но и эмоций, определённого состояния. А если речь идёт о творческих коллективах, о сфере искусства — искать такое вдвойне интереснее, а бэкстейдж даёт для этого все возможности.

— Проект чёрно-белый. В чём магия таких снимков для тебя?

— На самом деле здесь всё просто. Чёрно-белые снимки я люблю за новые текстуры в фотографии, которые можно получить, работая со светотеневым рисунком. Цвет иногда блокирует такую возможность, на мой взгляд.

— Проект шагнул за пределы соцсетей и обрёл осязаемую жизнь в формате персональной фотовыставки. Что чувствует фотограф, когда люди специально приходят посмотреть на его кадры?

— Это было волнительно для меня, я долго отбирала фотографии для печати, потом не менее долго развешивала их, мне было важно выстроить определённую композицию, сделать так, чтобы всё стало одним целым и при этом ни одна фотография не осталась незамеченной. Вот этот процесс был для меня, можно сказать, сакральным. Я понимала, что если я на этом этапе всё сделаю правильно, для зрителей тоже всё случится правильно. Мне кажется, так и получилось.

— Впереди у тебя всероссийский этап фестиваля «Российская студенческая весна», и тебе сложнее, чем ребятам, которые участвуют в других направлениях, потому что они везут готовые номера, а тебе все конкурсные задания придётся выполнять «в поле». Как ощущения? Чего ждёшь? Как готовилась?

— Я совсем не волнуюсь, всегда очень комфортно себя чувствую на больших мероприятиях, концертах. Мне нестрашно с этим работать, а на Студвесне будет вдвойне интереснее, потому что для нас будет подготовлена конкурсная тема фотографий — некоторые рамки, которые можно будет сломать. И, конечно, я еду за новыми знакомствами и опытом, очень хочется поработать с ребятами из других городов, посмотреть, что и как они создают.

Кристина ЗЛЫДНЕВА для «Университетской газеты»

 

Фотографии (3)
» Последнее в рубрике:
27.06.2024 15:10 ПГУ сохранил свои позиции в рейтинге экономических вузов по уровню зарплат выпускников
24.06.2024 10:00 «Репетиция — любовь моя»: Константин Бутин рассказал о жизни студенческого театра «Кириллица»
19.06.2024 11:17 Горят творчеством — завоевывают награды. Представители ПГУ поделились впечатлениями о Студвесне — 2024
14.06.2024 11:44 Вышел летний номер «Университетской газеты»
07.06.2024 09:21 «Премия ПГУ — место, где награда стала искусством»: в вузе наградили лучших студентов
31.05.2024 15:26 От Эквадора до Китая: вуз, исполняющий мечты
30.05.2024 08:42 «Мир широк, помните об этом»: участница Российской студенческой весны в номинации «Видео» Дарья Тимаева
28.05.2024 13:14 В чём весь фокус? Студентка ПГУ Софья Лан — о любви к фотографии, персональной фотовыставке и участии в Российской Студенческой весне
27.05.2024 13:05 Самый сок! Как айтишники покоряют музыкальную сцену Российской студвесны
24.05.2024 10:12 Международное образование в ПГУ отметило 35-летний юбилей