Ольга Воскрекасенко: «Надо быть Личностью!»
Василий Ключевский писал: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». В Педагогическом институте имени В. Г. Белинского преподаватели не просто пробуждают светлые мысли студентов, но открывают им дверь в удивительный мир педагогики и вдохновляют на поиск новых идей, становясь для своих учеников настоящими наставниками, коллегами, друзьями. А для этого мало просто знать предмет — куда важнее быть профессионалом и личностью. Именно так считает Ольга Воскрекасенко — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Педагогика и психология». В октябре этого года она возглавила созданный в ПГУ диссертационный совет на соискание учёных степеней по педагогическим наукам, а в юбилейную для вуза пору пообщалась с корреспондентом «Университетской газеты». О начале её научно-педагогического пути, образе современного педагога и профессиональных достижениях — в нашем материале.
— Ольга Александровна, как вы выбирали профессию педагога и своё будущее в науке?
— Моё вхождение в педагогическую профессию было случайным, в науку — скорее закономерным. Поступив на исторический факультет ПГПИ им. В. Г. Белинского, я окунулась с головой не столько в «студенческую жизнь», сколько в учебную и научно-исследовательскую деятельность по истории. Педагогика была для меня лишь очередной учебной дисциплиной в зачётной книжке. Но жизненные обстоятельства сложились так, что на кафедре педагогики открылась вакансия ассистента, а на кафедре истории таких вакансий не было… Благодаря этим обстоятельствам и коллегам, что приняли меня в свой коллектив, щедро делясь опытом профессионально-педагогической деятельности и научными знаниями, я открыла для себя удивительный мир Педагогики — науки с большой буквы.
— Глядя на современных студентов, как часто вы вспоминаете своё обучение в вузе?
— Я из тех людей, кто живёт настоящим и с педагогическим оптимизмом смотрит в будущее, а наше будущее сейчас сидит за студенческой скамьёй. Поэтому я смотрю на своих студентов, магистрантов и аспирантов, вспоминая, какими они были, когда только пришли к нам (а не какими мы были в их годы), и испытываю чувство профессионального удовлетворения, видя, как они взрослеют, как формируется их педагогическое мировоззрение. Что касается воспоминаний о моих студенческих годах, то они наполнены чувством гордости за то, что «я — выпускница истфака», и благодарности — за первый научный опыт, за сформированную гражданскую позицию, за дружбу на долгие годы.
— Как сложилась ваша карьера после окончания института?
— О моей профессиональной карьере после окончания института можно сказать одним предложением: год работы учителем истории в школе, а затем — преподавательская деятельность на кафедре педагогики и психологии в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. Слово «карьера» в традиционном его понимании ко мне не совсем подходит. Мне ближе понятие «профессиональный путь», связанное прежде всего с самосовершенствованием, ростом профессионализма, экспертностью в своей области.
— С какими направлениями связана сфера ваших научных интересов?
— Главная тема моих научных исследований связана с проблемой педагогического сопровождения адаптации обучающихся в новую социальную среду средствами образования, а также наставничеством в системе обеспечения успешной социально-профессиональной адаптации молодых педагогов. В последние годы сфера моих научных интересов существенно расширилась, включив в себя вопросы методологии и технологии профессионального образования (в первую очередь — будущих педагогов).
— Ваше диссертационное исследование было связано с вопросами адаптации студентов к высшей школе. Насколько сейчас эта тема актуальна?
— Если быть более точным, моё диссертационное исследование было связано с развитием социальной адаптивности студентов, то есть личностной характеристики, определяющей способность к адаптации. Насколько эта тема актуальна сейчас? Мы живём в эпоху глобальных изменений, затрагивающих все сферы и уровни человеческой жизнедеятельности. В этих условиях способность к адаптации в ситуации неопределённости относится к одной из важнейших Soft skills выпускника вуза.
— Вы являетесь руководителем магистерской программы, научным руководителем аспирантов, а теперь и возглавляете вновь созданный диссертационный совет. Насколько сейчас молодёжь тяготеет к педагогической науке? Как привлечь молодых людей к исследованиям?
— Проблема, на мой взгляд, состоит не столько в привлечении молодёжи к научно-педагогической деятельности, сколько в удержании в ней. В педагогическую науку, как правило, идут люди уже с некоторым опытом практической деятельности. Они нуждаются в первую очередь в высокопрофессиональной научной среде и научном руководителе, способном помочь аспиранту обобщить эмпирические материалы до уровня научного исследования. С другой стороны, к нам приходит и мотивированная молодёжь без какого-либо педагогического опыта. Она нуждается в комплексном сопровождении, включая продуманные формы материального стимулирования, разъяснения возможностей и перспектив (карьерных и финансовых) научно-педагогической деятельности. Без этого даже высокомотивированные аспиранты, сталкиваясь с объективными трудностями, уходят из педагогики.
— С позиций вашего богатого педагогического опыта, каков он, современный педагог: воспитатель, друг или всё же во главе угла должно быть знание своего предмета?
— Педагогическая деятельность многофункциональна. Современный педагог обучает, воспитывает, сопровождает, поддерживает, мотивирует, вдохновляет… Можно продолжать до бесконечности. Для того чтобы справиться с этим многообразием, надо быть Профессионалом и Личностью. Профессионал знает свой предмет, владеет методикой его преподавания, умеет выстраивать педагогическое взаимодействие на основе понимания психолого-педагогических закономерностей. Однако в работе с современным поколением детей и молодёжи этого недостаточно. У них отсутствует авторитет статуса (родитель, педагог, представитель власти и т. д.), поэтому педагогический императив предшествующих поколений («старших надо уважать») с ними не срабатывает. Но срабатывает авторитет личности, а для этого Личностью надо быть!
— Как вы оцениваете потенциал высшего педагогического образования?
— С достаточной долей оптимизма. На чём он основан? Во-первых, сегодня на уровне государственной политики не просто провозглашается значимость педагогической деятельности, но осуществляются реальные шаги в сторону поддержки педагогов, повышения престижности профессии. Во-вторых, постепенно меняется ситуация с «двойным отрицательным отбором» в педагогических вузах. Молодёжь идёт туда, где она видит для себя перспективы и для профессиональной самореализации, и для карьерного роста, и для финансового благополучия. А в современной системе образования такие перспективы появились. В-третьих, в педагогических вузах страны и в отечественной педагогической науке накоплен богатейший опыт решения задач качественной подготовки будущих педагогов. Есть к чему обращаться.
— За эти годы для множества студентов, учёных, исследователей вы стали настоящим учителем, открывшим дверь в мир науки. А кого вы считаете своим главным наставником?
— Моим главным наставником, определившим моё научно-педагогическое мировоззрение, отношение к профессиональной деятельности и научно-педагогическому исследованию, был и остаётся мой научный руководитель и консультант, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Викторович Мудрик.
— Что вы считаете самым большим достижением в вашей профессиональной деятельности?
— Я очень надеюсь, что самое большое достижение ещё впереди. У меня есть мечта — создать площадку для профессионально-педагогического взаимодействия представителей педагогической науки и практики, молодых исследователей и маститых учёных, объединив научно-педагогическую общественность региона. Первый шаг в этом направлении уже сделан — создан диссертационный совет по педагогике.
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Безусловно, педагогика, наука — это целая жизнь. Но наверняка и в этой жизни у вас находится свободное время. Как вы его проводите? Может, есть какие-то хобби, увлечения, которые дают вам вдохновение на новые исследования и свершения?
— Профессиональная деятельность — важная, но далеко не единственная составляющая моей жизни. Много лет я занимаюсь аквааэробикой. Люблю русскую баню, рыбалку, «тихую охоту» и лыжные прогулки по зимнему лесу. Физическая активность и общение с природой позволяют держать себя в форме, являются хорошей профилактикой эмоционального выгорания при высоких интеллектуальных нагрузках. А вдохновение я черпаю в своей семье, которая поддерживает меня во всех моих начинаниях.
— Нашему родному университету — 80 лет. Что бы вы хотели пожелать ПГУ в юбилейный год?
— Хотелось бы пожелать юбиляру выдерживать баланс между открытостью к инновациям и уважением к традициям, заложенным предшествующими поколениями преподавателей нашего вуза, между способностью отвечать актуальным запросам работодателей, потребителей образовательных услуг, заказчиков научно-исследовательских продуктов и фундаментальностью образования.
Беседовала Мария Мельникова
«Университетская газета» № 8 (1790) от 16 ноября 2023
13.03.2024 16:45 | В ПГУ открыли Неделю науки Политехнического института |
26.12.2023 17:09 | Гимнастические поколения: в ПГУ прошел X турнир памяти А. В. Иванчина |
26.12.2023 16:20 | Денис Самыгин: в планах — концепция «умного» планирования в продовольственной сфере |
26.12.2023 08:55 | Преподаватели ПГУ — победители Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» |
25.12.2023 16:18 | «Кусочек сердца отдавать кому-то — такая, брат, у нас с тобой работа»: в Педагогическом институте ПГУ на творческом вечере подвели итоги Года педагога и наставника |
20.12.2023 13:00 | Базовые кафедры Политехнического института — вклад в трудоустройство выпускников региона |
24.11.2023 13:02 | Педагогическая династия |
23.11.2023 14:07 | Ольга Воскрекасенко: «Надо быть Личностью!» |
19.11.2023 11:26 | Опытным путём |
18.11.2023 13:00 | Призвание — преподаватель |