Опытным путём
На торжестве в честь 80-летия университета нагрудным знаком «Почётный наставник» Минобрнауки России были награждены д-р техн. наук, профессор, президент ПГУ Владимир Волчихин; канд. физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая физика и методика обучения физике» Алексей Казаков и канд. техн. наук, профессор, советник при ректорате ПГУ Виктор Мещеряков. Мы предложили им поделиться опытом с начинающими преподавателями, которые задали почётным наставникам профессиональные вопросы.
Доцент кафедры «Хирургия» Кристина Духовнова:
«Как выстроить диалог со студентами, будучи молодым преподавателем, учитывая, что разница в возрасте не такая и большая, а иногда есть студенты старше самого тебя?»
Владимир Волчихин: «Когда я начал преподавать, мне было 22 года. Студенты, которых мы учили, были буквально на два года моложе нас. С некоторыми из них я учился в школе. Мы, молодые преподаватели, не дистанцировались от обучающихся. Основное внимание мы уделяли своим компетенциям. Если мы читали лекции, то фундаментально к ним готовились, все тонкости проигрывали, писали конспекты каждой лекции. Тем более первый заведующий кафедрой «Радиомеханические устройства» Васильев Генрих Александрович ежедневно выборочно посещал занятия для контроля, после чего устраивал методический и научный их разбор. Лекторы обеспечивали и лабораторный практикум, приходилось самим создавать многие лабораторные работы, доставать для них необходимое оборудование. Такая работа на кафедре заставляла всегда быть в форме. Приходили на работу к 8 и уходили затемно. По сути, вся жизнь проходила на кафедре. Мы никогда не кичились статусом преподавателя, были открыты. Если что-то студентам было неясно, они прибегали к нам, а мы в любое время консультировали их. Именно компетентность, знание предмета, открытость помогают общению со студентами».
Алексей Казаков: «В этом аспекте трудно найти какой-то единый секрет. В принципе, наверное, общая культура преподавателя должна позволять ему попытаться найти общий язык с кем угодно — хоть со своим сверстником, хоть с человеком моложе или старше. На мой взгляд, самое главное заключается тут в двух моментах: уважение и собственная эрудиция».
Виктор Мещеряков: «Со студентами надо быть, во-первых, искренним. Не думать, что они глупее тебя, несмотря на то что у них может быть меньше опыта. Студенты чувствуют фальшь, считывают, если преподаватель просто отбывает занятие, и сразу меняют отношение. Второе: надо постараться пробудить интерес к предмету, который ты преподаёшь. Это гарантия того, что взаимопонимание будет хорошим и результаты у студентов будут. И в-третьих, надо вовремя поощрять любые успехи каждого студента. Это действует мотивационно. Как говорил Василий Осипович Ключевский: „Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно действительно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь“».
Ассистент кафедры «Информационно-измерительная техника и метрология» Владимир Антипенко:
«Я молодой преподаватель, и придёт время, когда вместе со студентом буду готовить его бакалаврскую/магистерскую работу. Кто были эти студенты у вас? Они приходили к вам или вы сами брали себе под руководство, видя в них потенциал? Какие методы и способы вы использовали для подготовки студентов к написанию и защите их работ? Расскажите о ярких примерах таких студентов, которые добились успехов».
Владимир Волчихин: «В рамках работы над кандидатской диссертацией на мне „висела“ опытно-конструкторская работа: нужно было изготовить прибор для контроля одного изделия. Мне пришлось проводить испытания. В конце 1960-х годов это был титанический труд, потому что ещё не было вычислительных машин, статистической обработки. Приходилось записывать сотни экземпляров механизмов, регистрировать время их работы, считать по временным интервалам (которых было около 150) корреляции, находить зависимости для прогнозирования работы устройства. Пришлось делать электронный прибор, что и стало моей кандидатской работой. Делать это одному было невозможно. Поэтому я начал привлекать ребят, у которых была хорошая подготовка. Они с удовольствием работали. У каждого молодого преподавателя была подобная мастерская, мини-школа.
Студентам было интересно участвовать в учебных и научных изысканиях. Задача ставилась такая: сделать вот это, с такими-то характеристиками. Студент начинал что-то искать, бегать. Говорил, не могу такую микросхему найти. Предлагал поменять на другую. Приходилось учить и паяльником работать. Мы ставили задачу сразу делать печатную плату с полной разводкой. Это становилось реальным курсовым проектом. Студент после этого уже был готов к любым задачам и поручениям. От желающих отбоя не было. Наши ребята — ученики, добившиеся хороших результатов в карьере, — прошли эту школу. И до сих пор она развивается в этом направлении в том же духе. Я никогда никому не отказывал в наставничестве. Ко мне и сейчас идут со всего университета».
Алексей Казаков: «Сейчас защита так называемой ВКР, магистерских работ встала на поток, это уже отработанный механизм. Как происходил отбор студентов у меня — довольно просто. Во-первых, через систему курсовых работ (кто-то так себя проявляет). Потом — работа на занятиях. Обмен мнениями о студентах на заседаниях кафедры. Ежегодно мы вывешиваем список тем, ну и студенты, как правило, записываются к тем, с кем уже работали. Важно определить интерес студента к выбранной работе, чтобы она была не для галочки.
Был такой казус. Обучался студент — тяжёлый с первого курса: целевик из далёкого села. С очень низкой подготовкой, с плохой речью. Приходилось много ему помогать, включая экзамены. Я даже не знаю, как он защитил в итоге свою работу, но ему удалось. Сейчас работает в школе учителем физики, и работает хорошо. Есть любопытное наблюдение: „ботаники“-отличники, „зубрилки“, которые на первых рядах всегда руку поднимают, — не всегда становятся хорошими учителями. А вот троечники, вы знаете, часто „разворачиваются“ на 180 градусов, становясь хорошими директорами, хозяйственниками».
Виктор Мещеряков: «В наше время были курсовые работы и дипломные проекты. Ярких примеров много. Например, нынешние преподаватели ПГУ, которые были моими дипломниками и аспирантами. Татьяна Ивановна Мурашкина сейчас профессор, доктор наук, сама научный руководитель, выпустивший большое число аспирантов. Я начал преподавать в конце 1973 года, а через полгода мне дали кураторскую группу, в которой училась Татьяна. Разница в возрасте у нас была не большая. Хорошо помню, как вместе участвовали в сельхозработах, как расчищали пустырь на месте будущего зоопарка. Весело общались. Она показала себя умной, способной и активной студенткой. Быстро проявила способности к научно-исследовательской работе. После выпуска поработала в НИИФИ, где защитила кандидатскую диссертацию. А затем вернулась сюда и попросилась работать на кафедре».
Ассистент кафедры «История России и методика преподавания истории» Наталия Коблова:
«Я только начинаю работать в вузе, и, как это обычно бывает, поначалу всё интересно: хочется и пары вести (и делать это обязательно интересно и нестандартно), и в воспитательных мероприятиях принять участие, а ещё надо и кандидатскую успевать писать. Всё это, конечно, требует огромного количества времени. Как не выгореть во всей этой суете и как найти баланс между работой и жизнью?»
Владимир Волчихин: «Действительно, порой разные планы накладываются друг на друга. Приходится расставлять приоритеты. Например, занятия — это святое, пропустить их невозможно. Я знаю: неподготовленным на них я не должен идти. А какой-то вопрос может потерпеть, его можно сделать в другое время. Выстраивал для себя программы последовательности дел. И до сих пор я держу в голове какие-то вопросы: если я их отложил, это не значит, что я их не буду делать. К примеру, идёт работа над монографией или пособием. Свой раздел я отложил один раз, другой. Понимаю, что дальше тянуть нельзя, и начинаю заниматься им, отбрасывая всё остальное. Подобным образом и в других делах поступаю.
В аспирантский период я успевал многое: возглавлял студенческое научное общество, занимался лыжами, штангой. Со школьных времён люблю заниматься садом, умею прививать растения, умею ухаживать за деревьями, вырастил не один сад собственными руками. Могу печь сложить руками, могу крышу покрыть железом. Чтобы переключиться от работы, увлекался рыбалкой, охотой. И время мне всегда удавалось на это найти».
Алексей Казаков: «По собственному опыту могу дать несколько советов. Во-первых, надо спать поменьше: максимум 7–8 часов. Второе: распланируйте свой день. Если выполнять свою программу, тогда всё будет в порядке. С другой стороны, полностью охватить все возможности, которые есть в вузе, просто нереально.
Я всегда говорю первокурсникам: не забывайте, что 4–5 лет учёбы пролетают мгновенно и надо использовать их на всю катушку. Нужно сконцентрировать цели: учёба — на первом месте, на втором (если есть тяга к науке) — научные исследования. Ну а третье — можно выбрать спорт или художественную самодеятельность. Примерно это же касается и молодых преподавателей».
Виктор Мещеряков: «Тут рецепт один: надо правильно распоряжаться самым ценным ресурсом, который нам отпущен, — временем. Оно уходит безвозвратно. Не надо его терять на вольности, на вредные привычки. Если человек в течение дня не узнал ничего нового, не сделал ничего полезного, доброго для людей, не укрепил своё здоровье, значит, время ушло впустую. Надо выделить главное, чего ты хочешь добиться. И основной объём времени направлять на выбранное направление развития. Но чтобы не выгорать, надо уметь отвлекаться от работы. Смена занятий есть отдых. Я любитель ручного и физического труда. Построил дом себе своими руками. У меня есть большой набор электроинструментов, люблю повозиться с ними. Порой так наработаешься дома, что научную работу воспринимаешь как отдых. Домашние животные — собаки, кошки — тоже не дадут заскучать».
Записал Максим Битков
13.03.2024 16:45 | В ПГУ открыли Неделю науки Политехнического института |
26.12.2023 17:09 | Гимнастические поколения: в ПГУ прошел X турнир памяти А. В. Иванчина |
26.12.2023 16:20 | Денис Самыгин: в планах — концепция «умного» планирования в продовольственной сфере |
26.12.2023 08:55 | Преподаватели ПГУ — победители Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» |
25.12.2023 16:18 | «Кусочек сердца отдавать кому-то — такая, брат, у нас с тобой работа»: в Педагогическом институте ПГУ на творческом вечере подвели итоги Года педагога и наставника |
20.12.2023 13:00 | Базовые кафедры Политехнического института — вклад в трудоустройство выпускников региона |
24.11.2023 13:02 | Педагогическая династия |
23.11.2023 14:07 | Ольга Воскрекасенко: «Надо быть Личностью!» |
19.11.2023 11:26 | Опытным путём |
18.11.2023 13:00 | Призвание — преподаватель |