Призвание — преподаватель
В 2013 году в честь 70-летия Пензенского государственного университета было учреждено звание «Почётный профессор ПГУ». За 10 лет звание присвоили 15 профессорам, в числе которых декан факультета информационных технологий и электроники, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Владимир Кревчик. В беседе с нашим корреспондентом Владимир Дмитриевич поделился воспоминаниями о начале научного пути, рассказал о том, что уже достигнуто, и о планах на будущее.
— Владимир Дмитриевич, наше с вами общение приурочено сразу к двум датам — Дню преподавателя высшей школы и юбилею Пензенского государственного университета. И в первую очередь разрешите поздравить вас с присвоением звания «Почётный профессор ПГУ»! Сколько лет ваша судьба связана с ПГУ? И как начинался ваш путь в стенах нашего родного университета?
— Благодарю вас! Моя преподавательская деятельность в Пензенском государственном техническом университете, а именно так он тогда назывался, началась 26 лет назад с должности профессора. Через 6 лет она продолжилась в должности заведующего кафедрой «Физика», а ещё через 10 лет — декана физико-математического факультета ПГУ, а затем факультета информационных технологий и электроники.
— Заниматься наукой, делиться знаниями с подрастающим поколением и будущими специалистами — это было вашей мечтой детства или так распорядилась судьба?
— Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать профессором и преподавателем в университете. Но у меня было желание стать физиком, и я его исполнил — по окончании физического факультета Ташкентского государственного университета я стал физиком-теоретиком. После я работал в Научно-исследовательском физико-техническом институте им. С. В. Стародубцева в Ташкенте, параллельно приходилось подрабатывать в школе, а в 1991 году я и вовсе занялся преподавательской деятельностью в школе, а спустя год стал «Учителем года».
Преподавание мне нравилось тем, что можно было апробировать разные методы обучения и наблюдать, как они внедряются в учебный процесс. И мне это всегда доставляло удовольствие — видеть, как обучающиеся получают знания и учатся ими пользоваться. Поэтому скажу так: быть преподавателем — это не детская мечта, а призвание.
— В 2017 году в интервью вы говорили о том, что «молодёжь концентрируется там, где есть интересные идеи и где в перспективе могут реализовываться их возможности». Годы идут, перспективы растут, и, следовательно, должно расти число заинтересованных в науке ребят. Так ли это? Насколько сейчас молодые люди с охотой занимаются научными изысканиями?
— Тезис этот жив и, более того, актуален. В 2020 году мы выиграли грант на создание молодёжной лаборатории в рамках проектной части госзадания Министерства науки и высшего образования РФ. Предполагалось, что молодёжный состав лаборатории должен быть не менее 50 процентов. Лаборатория создана, студенты, аспиранты, магистры успешно в ней работают. В декабре этого года госзадание у нас завершается, на нашем сайте мы регулярно выкладываем небольшие отчёты о разных видах работ: мастер-классах, семинарах, индивидуальных занятиях, онлайн-экскурсиях по современным лабораториям Института проблем лазерных и информационных технологий Российской академии наук в подмосковном городе Шатура. Здесь следует отметить, что Институт является нашим индустриальным партнёром: на протяжении всех 4 лет выполнения госзадания мы работали и продолжаем работать по утверждённой РАН совместной программе научных исследований. Их молодёжь тоже входит в состав лаборатории, созданной на базе кафедры «Физика». И результаты работы впечатляют: нами были получены 4 патента на изобретения, опубликовано большое количество статей, в том числе в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus.
Молодёжи нравится, ребята тянутся к научным исследованиям, с удовольствием работают на лазерных установках, выполняют эксперименты, принимают активное участие в обсуждении их результатов. Поэтому и спустя 6 лет подтверждаю, что молодёжь стремится к интересным идеям и реализации их возможностей в перспективе.
— В течение 10 лет вы возглавляли кафедру «Физика» и уже почти 10 лет являетесь деканом ФИТЭ. Поделитесь самыми, на ваш взгляд, яркими и значимыми достижениями факультета за годы вашего руководства.
— Наш факультет создан в 2014 году, и начиная с 2015 года мы систематически занимали первые и вторые места в рейтинге факультетов университета. А это возможно только тогда, когда работает коллектив единомышленников, все преподаватели и заведующие кафедрами выполняют свой долг. А какой он? Конечно, обучать студентов, давать им новые знания, создавать комфортные условия для реализации учебного процесса.
В числе, пожалуй, самых значимых достижений — создание по моей инициативе в 2016 году электронного студенческого научно-образовательного журнала «Инжиниринг и технологии». В журнале публикуются научные статьи в области технических, инженерно-физических, физико-математических наук, написанные студентами, а также обзорные статьи авторов из числа профессорско-преподавательского состава. Мне представляется, что это первый в России журнал такого формата для студентов. Он создан для того, чтобы повысить уровень инженерного образования на факультете. Это площадка, где студенты могут поделиться своими идеями, обсудить разные научно-технические проблемы. Есть там и экологическая страница, где мы рассказываем о птицах Пензенского региона и птицах, занесённых в Красную книгу.
У факультета прекрасные достижения в спорте — мы регулярно занимаем призовые места в межфакультетских соревнованиях. И, естественно, у нас на должном уровне ведётся и воспитательная работа. Наши студенты — патриоты, проявляющие инициативу в тех мероприятиях, которые направлены на поддержку бойцов, находящихся в зоне СВО, на популяризацию здорового образа жизни. Одним словом, наши студенты — молодцы!
— Вы — руководитель одной из научно-педагогических школ нашего университета, образованной в 1998 году. В каком научном направлении ведутся исследования?
— В 1998 году у меня появился первый аспирант. Наша школа называется «Электронные процессы в низкоразмерных системах». Если раньше были в новинку такие понятия, как «квантовые точки», «квантовые ямы», то сейчас это всё на слуху и эти структуры широко используются для создания приборов нового поколения. В рамках созданной лаборатории идут систематические исследования, открываются новые эффекты, которые важны для приборных приложений. Мы исследуем оптические свойства наноструктур — структур нанометрового масштаба. И там начинают проявляться квантовые свойства — такие же, как у изолированного атома. Но атомы сложно исследовать, а наноструктуры позволяют увидеть эти квантовые свойства в оптике. И, что самое важное, мы исследуем возможности управлять этими свойствами. Именно это и лежит в основе создания нового поколения квантовых приборов. И всё, что мы изучаем, относится к актуальному научному направлению — квантовым технологиям. Это наряду с искусственным интеллектом — будущее науки и инженерии, так как уже сейчас понятно, что инженеры должны очень хорошо знать квантовую физику. Она даёт возможность работать в области, например, квантовой криптографии и квантовых компьютеров. В вузах мало внимания уделяется этому вопросу, в школах физика и вовсе загнана в угол, не являясь обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Это все понижает уровень подготовки молодёжи к восприятию инженерных наук и постижению современных технологий, которые активно развиваются.
— Наука — это целая жизнь. Но наверняка и в этой жизни у вас находится свободное время. Как вы его проводите? Нам известно, что одним из ваших хобби является коллекционирование слоников. Чем богата ваша коллекция сегодня?
— В моей коллекции уже 50 экземпляров слонов, которые мне привозят знакомые и друзья из разных стран — Индии, Турции, Египта, Греции, из Крыма. Слон — это мощь, сила и красота природы! За ними приятно и интересно наблюдать.
— За эти годы для множества студентов, учёных, исследователей вы стали настоящим учителем, открывшим дверь в мир науки. А кого вы считаете своим главным наставником?
— Не столько наставники, сколько коллеги. Мне повезло: вокруг меня были люди, у которых я учился. Когда я был студентом, у меня были талантливые сокурсники, я многому научился у них. Когда работал в физико-техническом институте в Ташкенте, у меня были коллеги, которые хорошо знали современный анализ, научили меня работать со специальными функциями, что важно для теоретика, выполняющего сложнейшие расчёты. Были учёные, на которых я пытался равняться, перенимал стиль написания статей. Например, Анатолий Александрович Гринберг (Ленинградский физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе), язык статей которого казался мне простым и понятным, но в то же время очень глубоким.
— Невозможно не задать, пожалуй, немного банальный, но крайне важный вопрос — каковы ваши планы на будущее?
— Расширять возможности нашей молодёжной лаборатории. Она не только для тех, кто является членом команды — она для всех, кому это интересно. Доказательство тому — высокий интерес к открытым лекциям, которые мы проводили по разным темам: о квантовых точках в наномедицине, по квантовой теории информации. Я хочу продолжать эту практику, концентрировать молодёжь вокруг нашей лаборатории, читать лекции по современным направлениям науки и применению достижений науки. Это даёт положительные результаты и, я уверен, скажется на успеваемости студентов.
Беседовала Мария Мельникова
«Университетская газета» № 8 (1790) от 16 ноября 2023