Мария Ситтель: «Не бойтесь трудностей, они преодолимы»
Легенда российского телевидения, ведущая программы «Вести» на телеканале «Россия», журналист, педагог, трижды лауреат премии «ТЭФИ» — выпускница Педагогического института им. В. Г. Белинского, входящего ныне в состав ПГУ. Её визит в университет стал настоящим событием для всех — студентов, преподавателей, руководства и самой телезвезды. Собрали для вас несколько историй из яркого выступления Марии Ситтель в стенах альма-матер.
«Сначала ты долго работаешь на имя, потом оно работает на тебя»
Её имя знает в России каждый, оно уже, по сути, стало брендом. Но для этого пришлось потрудиться, и не один год, а почти четверть века: на федеральном телевидении Мария Ситтель работает с 2001 года. Она — одна из самых ярких ведущих канала «Россия» да и, пожалуй, всего отечественного телевидения. Помимо «Вестей», в активе Ситтель такие знаковые проекты, как «Разговор с Владимиром Путиным», «Специальный корреспондент», «Особое мнение» на «Радио России». Она делит эфир с легендами — Дмитрием Киселёвым, Николаем Сванидзе, Эрнестом Мацкявичусом, Андреем Кондрашовым. С Кондрашовым, кстати, ныне генеральным директором ТАСС, Мария «разделила» одну из трёх своих статуэток «ТЭФИ» — это главная и самая почётная награда российской тележурналистики. Два других «телевизионных Орфея» она получила индивидуально как лучшая в стране ведущая информационной программы. Сегодня Мария Эдуардовна сама обучает молодёжь в телевизионной школе «Останкино».
«Естественно, естественно-географический»
Она никогда не мечтала стать знаменитостью, блистать на театральных подмостках и говорить со всей страной с телеэкранов. Если бы пензенской школьнице Маше Ситтель кто-нибудь сказал, что она через годы будет выступать на сцене «Танцевального Евровидения», она, наверное, удивилась бы и посмеялась. Она была девочкой серьёзной, училась в двух медицинских классах, здорово разбиралась в химии, физике, биологии и даже знала латынь. Но когда такие же отлично подготовленные одноклассники стройными рядами отправились поступать в Самарский медицинский университет, Ситтель с ними не поехала. Хотя говорит, что если бы не стала телеведущей, то, может быть, стала бы врачом, но обязательно самым лучшим. Однако тогда, после школы, выбрала другой вуз — Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского. С её багажом знаний вполне логичным шагом стало поступление на естественно-географический факультет.
«Иногда бывает, что профессия сама тебя находит»
С Марией Ситтель случилось именно так. Она была ещё первокурсницей, когда учившийся на этом же факультете, но несколькими курсами старше Алексей Седов (позже он также станет известным журналистом) позвал её на телевидение. Тогда в телерадиокомпании «Наш дом» только что был организован «11 канал», и Седов предложил Марии сняться в программе… «Анекдот». Она долго отнекивалась, мол, где я и где анекдоты, я человек серьёзный, я вообще про науку, хочу кристаллы выращивать и детей учить — в общем, как со смехом говорит Мария сегодня, «ломалась как тульский пряник». Но всё-таки пришла. И осталась. Потом в её жизни будут и другие телеканалы — и «Экспресс», и ГТРК, который в народе называли «Девятым каналом». А ещё известность на всю Пензенскую область, бесконечное уважение коллег и творческие победы: однажды Ситтель стала обладательницей Гран-при на Приволжском фестивале прессы. После этого ей позвонили из Москвы.
«Ты и камера — две вещи несовместимые»
Но сначала был эпизод, который, наверное, мог бы обидеть начинающую тележурналистку и навсегда оттолкнуть её от профессии. Приглашённый из столицы режиссёр, приехавший «поднимать» новорождённый «11 канал», однажды пригласил Марию на кастинг: дескать, давай посмотрим, как ты будешь смотреться в кадре. Предложил почитать что-нибудь вслух, стихи или прозу. Дерзкая студентка знала наизусть басни Крылова, в том числе такие, что «для взрослых». Перед камерой она декламировала басню «Греховодник», про некоего господина, который «...женился от живой жены ещё на двух…». «Наверное, со стороны это выглядело нелепо, смешно и как-то странно, — улыбается Мария Эдуардовна. — А закончилось тем, что московский режиссёр отвёл меня в сторонку и заявил, что на камеру я работать не смогу. Никогда».
Кто-то другой, наверное, поставил бы на себе крест, но только не она, жёсткие слова совершенно не задели её самолюбия. Она подумала: ну и ладно, я вообще тут случайно, просто хотела посмотреть, как тут, на телевидении, всё внутри устроено. И вспомнила об этом эпизоде только через много лет, уже в Москве, куда приехала по приглашению федеральных коллег.
«Москве нужны люди из регионов»
После победы на окружном фестивале ей позвонили из столицы — видимо, отслеживали успехи региональных телевизионщиков. «Москва ведь во все времена прирастала Сибирью, ей нужны люди из регионов, с периферии, — так Ситтель говорит об этом сегодня, — люди, которые умеют, а главное, хотят работать. Так сказать, соль земли русской». Работать известный и даже популярный пензенский журналист Мария Ситтель хотела и умела. Так она думала. Вот только у позвонивших было другое мнение: «Алё, это Москва. Мы вас увидели, и то, что мы увидели, нас не устраивает. Но то, что мы услышали, отвернувшись от экрана, было классно». Популярный пензенский журналист даже немного возмутилась от такой наглости, а потом подумала и поняла: да, условий для блеска на наших телеканалах тогда не было. Ни хорошего света, ни визажистов, стилистов, гримёров, ни достойной одежды, считалось вполне нормальным перед выходом в эфир «одолжить пиджачок» у кого-нибудь из коллег. А москвичи сказали: приезжайте, мы вас умоем, накрасим, оденем, посадим в кадр, а потом решим. Она решила не обижаться и поехала.
«Важно не пропустить переломный момент, когда жизнь бросает тебе вызов»
Её первым рабочим днём стало 11 сентября 2001 года. «В этот день я стояла и смотрела, как работает эфирная аппаратная. Я, приехав из региона, стояла и смотрела, как на моих глазах фактически рушится мир. Я увидела на экранах, как группа смертников захватила четыре самолёта в Америке и направила два из них на башни-близнецы, южную и северную. Один самолёт протаранил Пентагон, другой врезался в Капитолий. Почти 3 тысячи жертв. 11 сентября 2001 года. А я, приехав из Пензы, не знала, что такое «Аль-Каида» (террористическая организация, запрещённая в РФ), я вообще не знала геополитики. Я приехала из Пензы и знала, кто губернатор Пензенской области, кто мэр Пензы, что происходит вот здесь, внутри моей губернии. А тем, что происходит в мире, в тот момент даже не интересовалась. И вот я стою, вжавшись в стенку, и думаю: а смогу ли я? А по плечу ли мне? А надо ли мне это? У меня есть всего три месяца, чтобы всё это понять. Это очень важно: не пропустить такой переломный момент, когда жизнь бросает тебе вызов, и только тебе решать, принимаешь ты этот бой или отказываешься от борьбы». Теперь мы знаем: Мария Ситтель приняла этот вызов.
В чужой и незнакомой Москве она была совершенно одна и даже без денег на съёмную квартиру. Её поселили прямо на территории ВГТРК, в крошечной комнате. За все три месяца, что длился испытательный срок, Мария всего пару раз вышла на улицу. Комната — работа, работа — комната. Впрочем, в комнате тоже была работа: одну стену она оклеила вырезками из газет на тему внутренней политики Российской Федерации, другая была «посвящена» международной политике. Это сейчас любую информацию можно найти в один клик в Интернете, а в 2001 году это было в тысячу раз сложнее. Стажёр Ситтель находила. И учила, учила, учила. Имена, должности, лица. Кто есть кто, чем известен, почему должен быть интересен зрителю. «Иконостас» из портретов российских министров — всех нужно знать в лицо. «Кастрюльная революция» в Венесуэле, полыхающий Ближний Восток. Когда она работала в Пензе, это не то чтобы не интересовало её — просто не входило в круг её профессиональных компетенций. Теперь всё поменялось, потому что федеральный канал — это совершенно другой уровень. К концу первого месяца она думала, что сойдёт с ума. К середине второго поняла, что понемногу справляется. «Это была работа над собой, первый серьёзный бой с самой собой и победа над собой, над своей ленью, нежеланием, нехотением, над чем угодно. И когда стало проясняться, это была точка моей профессиональной бифуркации, невозврата. Я перешагнула через этот Рубикон и пошла дальше. Мне всё это стало интересно».
«Остановка — это гибель»
В её профессиональной судьбе были такие моменты, когда казалось, что ещё чуть-чуть — и не выдержать. Беслан. Дубровка. Совсем недавно — «Крокус Сити Холл». Когда практически у тебя на глазах гибнут люди, особенно дети, а ты не можешь позволить себе рыдать от горя, а должен рассказывать об этом всей стране, выстоять неимоверно сложно. Кто-то не справляется. Мария рассказывает: «Беслан длился три дня, и это были три самых тяжёлых, чудовищных дня нашей жизни. Ребята, мужчины, лежали пластом. Девчата держались: мы, женщины, более выносливы, что ли. Но это не хорошо и не плохо. Мужчины, они немножко про другое, они не могут вынести то, что можем вынести мы. Я сама человек жилистый, терпеливый, внутри сильный, но неимоверно тяжело всем. Ну а что делать? Такова жизнь. Когда всё закончилось и мы вернулись в более или менее нормальную жизнь, хотя таковой она для нас уже никогда больше не была, нужно было искать точки опоры. Помогают семья, спорт, общение с ближними. Помогает вера в Бога. Это жизнь, надо идти дальше, останавливаться нельзя. Остановишься — гибель. Что бы ни случилось, иди дальше. Да, эмоциональное выгорание есть, будьте готовы к нему. Жизнь вообще тяжела и трудна, но мне это не мешает. Любить семью, растить пятерых детей, внушать им веру в будущее, оптимизм — как по-другому? Не бойтесь трудностей, они преодолимы».
«Всегда искренне ваша»
Лайфхак от Марии Ситтель: чтобы не волноваться, выступая на публике или перед камерой, нужно быть осведомлёнными. Волнение проистекает от недостатка знаний, неподготовленности. Если вы «в теме», переживать не о чем, вы справитесь. Журналист, телеведущий не должен волноваться сам, он должен волновать своего зрителя, заражать его своим знанием, уверенностью, компетентностью. Но вообще, уверена Мария, волноваться — это хорошо. Она признаётся, что во время встречи в 11-м учебном корпусе Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ она испытывает волнение и трепет. В родном вузе она не была лет 26–27, и в момент встречи с молодёжью её охватили ностальгическое чувство и одновременно чувство радости от того, что в её жизни были чудесные годы студенчества. «Я горжусь тем, что я выходец из этих стен, — сказала на прощание Мария Ситтель. — Я очень люблю свою альма-матер. С этим институтом связано очень много приятных моментов. Колоссальное количество специалистов выпущено за эти годы, знаковых людей, нужных, тех, кто живёт на благо других, — это очень почётно и достойно. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы вы продолжали славные добрые традиции нашего любимого Педагогического института, чтобы вы не сомневались в себе, чтобы вы искали именно вашу профессиональную стезю, чтобы вы состоялись, встали на крыло и полетели. И если вам будет нужна поддержка, вы знаете, где меня найти: телеканал ˮРоссияˮ, ˮВестиˮ. Всегда искренне ваша Мария Ситтель».
Наталья Толкачёва
21.01.2025 10:42 | «Искусственный интеллект на стыке медицины»: в ПГУ продолжают обучать нейронные сети для диагностики патологий |
20.01.2025 17:41 | Масштабный День российского студенчества пройдёт в ПГУ 24 января |
20.01.2025 10:03 | В Студенческом театре ПГУ «Кириллица» состоялась премьера спектакля «Марсианские хроники» |
17.01.2025 09:16 | В Многопрофильном колледже ПГУ прошел День русских традиций |
14.01.2025 10:51 | В ПГУ открыто Единое окно поддержки молодых семей |
13.01.2025 13:26 | Студенты ПГУ — победители Всероссийского конкурса «Роль личности в истории» |
09.01.2025 10:35 | В ПГУ разрабатывают уникальное приложение для внутреннего туризма |
28.12.2024 17:05 | Ректор Александр Гуляков поздравляет с наступающим Новым годом и Рождеством! |
28.12.2024 15:30 | Иностранные студенты ПГУ подарили детям новогоднюю сказку |
28.12.2024 10:16 | Преподаватели и сотрудники вуза отмечены на федеральном уровне |