В ПГУ прошел Научно-популярный лекторий «Шаг навстречу науке!»: студенты посетили 12 открытых лекций и научно-образовательных семинаров
В Пензенском государственном университете с 13 по 17 ноября прошел Научно-популярный лекторий «Шаг навстречу науке!». Для студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность, провели 12 открытых лекций и научно-образовательных семинаров.
Мероприятие проведено в рамках реализации в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ. В соответствии с планом проекта: «СНО — акселератор: Быть в науке — значит быть первым!» (соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 15.06.2023 г. № 075-15-2023-546 на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ).
Проект был призван повысить привлекательность научной деятельности и сформировать образ успешного и перспективного ученого у лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.
Научные сотрудники Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ и наставники проекта, сами имеющие инвалидность, делились результатами своих научных исследований, рассказывали о своем опыте научной работы. Вопросы, затронутые лекторами, были следующие: «Как интересно подать свою тему?», «Как уметь общаться со слушателями на одном языке?», «Как стать научным руководителем НПК школьников?» и другие.
Студентам, имеющим ограниченные возможности здоровья, такая работа поможет совершать самостоятельный научный поиск.
Лекторий отрыл мастер-класс «Как студенту написать научную статью!» от Елены Карпушкиной, канд. пед. наук, старшего научного сотрудника Научно-исследовательской лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами».
Елена Александровна доходчиво объяснила, как избежать пять главных ошибок и написать научную статью за три дня. Кроме того, она осветила следующие темы:
— как сразу правильно научиться писать научные статьи;
— как не писать статью целый месяц;
— как упростить работу над статьей, используя эффективные инструменты;
— как избежать регулярных трат на покупку авторства в научных статьях, рискуя своей репутацией;
— как сдавать все работы в срок;
— как повысить свой авторитет в научных кругах.
Акценты мастер-класса были расставлены приоритетно. Слушатели узнали: какие возможности открывают научные публикации; почему все время находятся 1000 причин, чем заняться, кроме научной статьи; как сформулировать тему статьи, чтобы легко и быстро написать работу и многое другое.
Лекторами проекта также выступили и другие сотрудники лаборатории: Александр Тычков (д-р техн. наук, доцент, заведующий лабораторией), Софья Тверская (инженер-исследователь), Денис Чернышов (лаборант-исследователь).
Они рассказали о своей научной работе в области реабилитации людей, имеющих инвалидность и ОВЗ, через дополненную реальность. Эта тема нашла отклик среди слушателей. Несколько человек планируют также посвятить себя изучению вариантов применения технологий дополненной реальности.
Студент-наставник Екатерина Макаричева выступила со своим проектом научной игры «Мир бухгалтера». Игра состоит из основного поля, карточек с вопросами по необходимым темам.
«Игра призвана помочь студентам закреплять знания в вопросах отражения данных о деятельности организации в системе бухгалтерского учета», — поделилась Екатерина.
Студент-наставник Максим Борисов познакомил слушателей с темой проектной деятельности студентов в рамках научного пространства как важного компонента образования (на примере PR). Татьяна Николина представляла тему «Адаптация студентов с ОВЗ в условиях современного высшего образования», широко раскрыв понятие «инклюзия». Татьяна выделила внутренние и внешний факторы адаптации студентов с ОВЗ в образовательной среде.
Артем Генералов выступал с мотивационной лекцией, рассказывая о себе, своей учебе и успехах в работе. Абитуриентам и студентам, имеющим инвалидность, важно было услышать напутственные слова того, кто уже прошел подобный путь. Ирина Денисова, студент-наставник ПГУ, знакомила участников с основами здорового образа жизни. Вместе со слушателями разбирала основные ошибки рациона современного человека и поделилась своими исследованиями о пользе определенных видов физической активности, помогающих поддерживать здоровье.
Окунуться в историю позволила Рания Матурина, рассказывающая о создании и существовании Смольного института благородных девиц — первого в России женского учебного заведения, положившего начало женскому образованию в стране.
Среди лекторов мероприятия были также Ирина Мещерякова, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории, и Иван Пчельников, социальный педагог УКРИО. Они рассказали о проблемах выбора тем для научных изысканий и представили основные методики правильного определения объекта и предмета исследования.
Завершал мероприятие «Шаг навстречу науке!» студент-наставник ПГУ Михаил Тесленко своей научно-популярной лекцией «Китайский язык и культура. О том, как их исследовать и что интересного можно узнать».
«Наставничество в науке в самом общем виде можно сформулировать как способ передачи определенного опыта (знаний, навыков, компетенций, мировоззренческих установок), а также смыслов и жизненных ценностей от опытного лица в адрес менее опытного. Наибольший вес эти знания имеют, если видишь своего ровесника, увлеченного наукой! Поэтому Михаил с большим воодушевлением и интересом стал, пусть и на один день, консультантом, гидом, ведущим студентов в научном потоке информации омонимии китайского языка», — подчеркнули организаторы.
Научно-популярный лекторий как наставнический проект «Шаг навстречу науке!» направлен на формирование научного интереса у студенческой среды через реализацию моделей наставнических практик.
Были созданы формы наставничества: «педагог-студент», «студент-студент», «внешний наставник-студент». В формировании наставнических пар (групп) участвовали шесть педагогов, семь студентов-наставников и два внешних наставника сторонних организаций.