Проект ПГУ «Шоудаун» — победитель номинации «Инклюзивность во всем» марафона «Мероприятие с нуля»
Студентки Пензенского государственного университета Дарья Нуждова (Юридический институт) и Алеся Волкова (Институт физической культуры и спорта) с 5 по 15 сентября прошли обучение по программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в университете». Обучение прошло на базе Ресурсного учебного-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Мининского университета. Проект студенток из ПГУ «Шоудаун» стал победителем номинации «Инклюзивность во всем» марафона «Мероприятие с нуля».
Участниками программы стали 90 студентов из 23 вузов 7 субъектов РФ: Пензенской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской и Саратовской областей, Республики Мордовия и Пермского края.
Целевым ориентиром программы подготовки волонтеров «Инклюзивное образование в университете» стало развитие у будущих волонтеров из числа студентов вузов-партнеров инклюзивной культуры и компетенций, необходимых для взаимодействия с людьми с инвалидностью и их сопровождения, организации добровольческого движения в сфере инклюзии в вузе.
В очном этапе смены, который проходил на базе отдыха «Дубки» (Нижегородская область) студенты стали слушателями интерактивной программы от профессиональных тренеров и экспертов в области мотивационных и социально-психологических тренингов, тренингов по инклюзивной культуре и туризму. А также участники прошли несколько тренинговых циклов, реализуемых в условиях сенсорной или двигательной дефицитарности и в состоянии «физического соподчинения/созависимости».
Студентки Пензенского государственного университета презентовали свой проект «Шоудаун».
«Шоудаун» дает возможность студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья активно включиться в студенческую жизнь.
«Мы предлагаем проводить досуговые мероприятий, направленные на популяризациию физической культуры среди студентов с
ОВЗ и инвалидностью. В большинстве случаев подростки с ОВЗ обучаются на дому, в коррекционных
школах и, к сожалению, не получают должной социальной активности и прикладных бытовых навыков. На этапе получения высшего образования количество активных коммуникативных связей лиц с ОВЗ значительно снижается в силу движущих психологических особенностей молодых людей студенческого возраста (18–22 лет)», — рассказывает Дарья Нуждова.
Проект позволит студентам с инвалидностью освоить новый адаптивный вид спорта для Пензенской области (шоудаун), который повысит физическую активность и социальную вовлеченность населения в целом.
Шоудаун — вид спорта для слепых и слабовидящих. Он очень распространен по всему миру. Студентки предлагают играть в настольный теннис для слепых.
Игра проводится на четырехугольном столе с закругленными углами. У стола есть лузы на каждой стороне и щитом по центральной линии. Играют ракеткой и мячом с аудиосигналом. Цель игры состоит в том, чтобы ракеткой забить шарик через стол под центральным щитом в лузу соперника, в то время как другой игрок пытается этому препятствовать. Игрокам надевают защитные очки, которые полностью исключают видимость. Победителем становится игрок, первым набравший 11 очков при разнице с соперником не менее двух очков. Каждый игрок подает два раз подряд. Игроку начисляется два очка за попадание в лузу и одно очко за каждую из трех возможных ошибок соперника: если тот попадает мячом в центральный щит; если игрок послал шарик за пределы игрового поля рукой, ракеткой или касается мяча чем-либо, кроме руки с ракеткой или ракетки. Особенность игры в том, что игрокам приходится ориентироваться исключительно на слух.
«Немаловажно то, что участие в проекте на равных условиях будут принимать студенты без ограниченных возможностей здоровья, что влечет за собой уменьшению „социальной дистанции” между различными группами населения, стабилизации психологической среды», — поделилась Алеся Волкова.
Проект стал победителем номинации «Инклюзивность во всем» в рамках марафона «Мероприятие с нуля» программы подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в университете».
«Участие в таком масштабном мероприятии открыло передо мной массу возможностей и новых знаний. Я расширила для себя понятие „инклюзия”, раскрыла его для себя с новой стороны. Все это я смогу применить на практике. Например, мы представили свой проект, который, я считаю, был оценен по достоинству. В планах теперь реализовать его в университете, в Приволжском федеральном округе, а потом, возможно, расширить его на всю Россию», — рассказала Алеся.
Помогать, сопереживать тем, кому это действительно нужно, держа руку на пульсе. Такой девиз наших студенток. Дарья и Алеся не первый год занимаются волонтерской деятельностью. Дарья Нуждова пришла именно к инклюзивному добровольчеству через Волонтерский центр «Абилимпикс» ПГУ.
«Сама по себе волонтерская деятельность требует от человека искреннего желания помогать. Именно добровольного, исходящего от сердца. Поступив в Пензенский госуниверситет, я познакомилась с деятельностью центра. И не смогла пройти мимо. Центр дарит безграничные возможности для развития. Я прошла обучение, теперь смогу применить полученные знания и навыки на практике. А значит, моя помощь будет доходить до большего количества людей», — рассказала студентка 2-го курса Юридического института Дарья Нуждова.
Для Алеси Волковой, студентки 3-го курса Института физической культуры и спорта, путь в волонтерство начался с самого начала обучения. В 2020–2021 году во время распространения коронавирусной инфекции она помогала формировать на базе аптек лекарственные препараты для доставки больным на дом. В последствии неоднократно становилась участником различных волонтерских акций университетского, регионального и всероссийского уровней. Алеся рассказала, что ее будущая профессиональная деятельность связана с инклюзией:
«Тема инклюзии очень близка для меня, потому что с этим направлением связана моя будущая профессия. Я обучаюсь по направлению обучения „Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)”. В дальнейшем я буду помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. На мой взгляд, инклюзия — это неотъемлемая часть жизни нашего общества. Это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии. Моя цель — помогать таким людям включаться в социум. Этим и обусловлен выбор моей будущей профессии».
Впереди у студенток амбициозные планы — подать заявку на конкурс от Росмолодежи.