Научно-исследовательский коллектив ПГУ успешно представил в Москве результаты своего междисциплинарного исследования
Коллектив научно-исследовательской лаборатории Пензенского государственного университета «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами» принял участие в работе VI Всероссийского научно-практического семинара «Сопровождаемое взросление лиц с особыми потребностями: исследования и инклюзивные практики».
Мероприятие прошло 13 марта на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Слушателями семинара стали научные сотрудники, преподаватели и студенты учреждений высшего образования, руководители и сотрудники социально-ориентированных некоммерческих организаций, руководители и специалисты государственных и негосударственных организаций в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения и гости, проявившие интерес к теме.
Структура семинара предусматривала пленарного заседания, секций и мастер-классов, брифинг-дискуссии. Кроме того, прошла выставка-ярмарка творческих работ детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями.
Семинар открыла Анна Алмазова, директор Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой логопедии, доктор педагогических наук. В своем приветственном слове Анна Алексеевна обратила внимание на то, что становление личности человека с особыми потребностями всегда находится в центре внимания научных исследований и практики. Поэтому первой свою работу начала мастерская «Теоретических и эмпирических исследований сопровождаемого взросления».
Руководителями мастерской стали:
— Татьяна Никандрова, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук;
— Оксана Симакова, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования Пензенского государственного университета (ПГУ); руководитель научно-исследовательской лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами», кандидат педагогических наук.
Коллектив научно-исследовательской лаборатории ПГУ представил результаты первого года междисциплинарного исследования, проводимого в рамках госзадания «Социально-средовая, социально-педагогическая и социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения».
В своих выступлениях докладчики освещали разные стороны фундаментального научного исследования. Были представлены совершенно новые подходы к обоснованию теоретико-методологических основ комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и методологических подходов к отбору мероприятий социальной и педагогической поддержки инвалидов в системе общего образования.
Особый интерес вызвал инженерный вектор исследования. Впервые были представлены разработки в области виртуальной реальности, направленные на исследование поведения человека с особыми потребностями в среде виртуальной реальности.
А также инновационный вектор аудио-музыкальной терапии для коррекции параметров электрической активности головного мозга детей с особыми потребностями.
Не остался без внимания и медицинский вектор. Научному сообществу были представлены возможности работы автоматизированной системы по выявлению значимых параметров речевых сигналов для повышения качества реабилитации людей, имеющих умственную отсталость, в системе принятия врачебных решений.
В рамках семинара были обобщены результаты исследования влияния музыкально-ритмических упражнений на уровень эмоционально-волевого и коммуникативного развития детей с особыми потребностями. Их арт-терапевтическое воздействие на новые и усовершенствованные методы регистрации. А также их обработки и определения клинически значимых параметров психического здоровья лиц с особыми потребностями в условиях их свободной двигательной активности. Все это доказывает своевременность и результативность проведенного исследования.