«Наш университет очень значим для оборонной промышленности страны»: разговор с выдающимся выпускником ПГУ Владимиром Афанасьевым

28.09.2023 13:20

В День работника атомной промышленности, 28 сентября, рассказываем о выдающемся выпускнике Пензенского государственного университета Владимире Афанасьеве. Он посвятил 55 лет развитию этой отрасли. С 1968 года и по сей день Владимир Александрович работает во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики (ныне — Российский федеральный ядерный центр). Прошел путь от инженера до начальника отделения и заместителя главного конструктора.

Отметим, Российский федеральный ядерный центр входит в состав госкорпорации «Росатом». Основное направление деятельности — разработка и производство ядерных боеприпасов.

Афанасьев Владимир Александрович Родился 07.01.1946 г. в с. Загоскино Пензенской области. Доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР; заслуженный конструктор РФ; заслуженный изобретатель РФ. В 1967 г. с отличием окончил Пензенский политехнический институт по специальности «приборные устройства». С 1968 г. и по сей день работает во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики (ныне — Российский федеральный ядерный центр). Прошел путь от инженера до начальника отделения и заместителя главного конструктора. Один из ведущих авторов новой «Концепции обеспечения безопасности ядерного оружия», утвержденной Президентом РФ. Член научно-технических советов РФЯЦВНИИЭФ, Минатома и Минобороны РФ. Член ученого совета РФЯЦ-ВНИИЭФ. Действительный член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Награжден орденами Дружбы и Мира, Е. П. Славского, «За социальное партнерство» II степени, «Новая Земля», медалью «За трудовое отличие», золотой и серебряной медалями на международных конкурсах изобретений, отраслевыми наградами «За заслуги перед атомной отраслью» I и II степени, Почетными грамотами руководства РФЯЦ-ВНИИЭФ. В 1988 г. удостоен звания «Лауреат Государственной премии СССР» за разработку новой концепции повышения безопасности специзделий. Автор и соавтор более 550 научно-технических отчётов, 60 патентов на изобретения, один из основных авторов книги «Безопасность ядерного оружия России». Выдающийся выпускник Пензенского государственного университета.

Приоритет № 1

«Студенческие годы — лучшие для любого человека: это молодость, получение интересных знаний, общение с ровесниками и педагогами, а еще умные люди, от которых можно перенять многое как с профессиональной точки зрения, так и в плане личностного роста. Передо мной с самого начала стояла задача стать инженером. Уже тогда я считал, и мое мнение за эти 60 лет совершенно не изменилось, что инженерная деятельность — это приоритет № 1. На свете есть много важных и уважаемых профессий, и я ни в коем случае не хочу умалить значимость людей, которые выбрали стезю, скажем, врача или педагога. Но лично для меня этот выбор был определен еще со школьных лет. Я окончил среднюю школу в 1962 году — это были «гагаринские» времена, эпоха первых полетов человека в космос, и молодежь тогда была увлечена техникой. Опять-таки, уже 17 лет прошло со времени Победы, но было понятно, что профессии, связанные с оборонной промышленностью, будут нужны еще долго — пожалуй, даже всегда. Я тогда тоже это осознавал и не ошибся. Было также понятно, что учиться на инженера надо только в Пензенском политехническом институте, туда я и подал документы. Тогда абитуриенты поступали не по результатам школьных выпускных испытаний, как сейчас, а сдавали вступительные экзамены. Я сдал их все на «отлично», только один на четверку — и не прошел по конкурсу. Сейчас в ПГУ учится много иностранных студентов; наш ППИ был востребован и в те годы: поступало много ребят из союзных республик. Для них существовал приоритетный прием. Поэтому мне пришлось поступить на вечернее отделение и работать — сначала токарем, потом слесарем, это тоже оказалось нелишним в дальнейшей моей карьере инженера. Учиться и одновременно работать сложно, но в 1967 году я окончил наш «политех». С отличием».

Вуз — это основа

«Основным направлением кафедры, которую я выбрал, были радиовзрывательные устройства, раньше она называлась «Радиомеханические устройства», «Кибернетические устройства и системы», сейчас — «Автономные информационные и управляющие системы». Так получилось, что кафедра была образована весной 1962 года, как раз к моменту моего поступления в институт. Наверное, это простое совпадение, но я вижу в этом знак, определивший всю мою жизнь. Мы учились вместе с Владимиром Ивановичем Волчихиным, он сейчас президент Пензенского государственного университета, выдающийся ученый и педагог. Это была сильная кафедра, на ней работали прекрасные преподаватели, в частности Генрих Александрович Васильев, первый заведующий кафедрой, доцент Георгий Тимофеевич Гордин, Николай Александрович Буянов. Все это люди очень талантливые. Безусловно, я бы мог сказать много теплых слов и в адрес других преподавателей, но вот эта замечательная троица оставила, пожалуй, самый значительный след в моем образовании как специалиста по взрывательным устройствам. Когда я приступил к практической работе, знания, которые они мне давали, очень пригодились, именно багаж, приобретенный в ППИ, помог мне добиться более весомых результатов по сравнению с коллегами, выпускниками других институтов. Правильный выбор вуза — это основа успеха в профессии».

Более полувека в профессии

«Как выпускник, завершивший учебу с красным дипломом, я имел преимущество при выборе места распределения. Выбрал Рязань. Можно сказать, по личным мотивам: там в это время учился мой одноклассник Виктор Карпов — он впоследствии стал генерал-майором медицинской службы, вот и я к нему поехал. Но оказалось, что Рязань была местом моей работы лишь формально, на самом же деле ехать пришлось в глухой лес, в так называемый «почтовый ящик» — на завод по производству взрывателей. Но предприятия как такового еще не было, оно только начинало строиться. Сидеть и ждать, когда из имеющегося фундамента вырастут стены, потом начнут оснащаться лаборатории и т. д., не имело никакого смысла. И я подал заявление в аспирантуру в Москву. Но… снова попал в лес. Учреждение под названием «Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ВНИИЭФ)», сейчас это Российский федеральный ядерный центр, находится в закрытом городе Сарове. Поначалу я был расстроен, дескать, из одной глухомани переехал в другую, но практически моментально разобрался в том, какое значение имеет этот институт для нашей страны. Специальность, полученная в вузе, те знания, которые дали мне прекрасные преподаватели, — все это оказалось востребованным, и работа над совершенствованием, по сути, ядерных зарядных устройств для меня сложилась успешно. Я быстро начал расти, стал сначала начальником рабочей группы, потом начальником отдела, отделения. Дорос до должности первого заместителя главного конструктора, защитил кандидатскую, потом докторскую диссертацию. Заработал награды Родины, а в 40 с небольшим лет стал лауреатом Государственной премии СССР, потом заслуженным конструктором, а недавно — еще и заслуженным изобретателем России. В этом году исполнилось 55 лет, как я здесь работаю».

Опережаем Америку

«У меня как у человека, который отдал советской и российской оборонной промышленности практически всю свою жизнь, сегодня точно есть повод гордиться тем, что мы делаем. И наш Ядерный центр, и другие институты, которые занимаются обычной, то есть неядерной ракетной техникой, создают уникальные изделия, в частности противотанковые управляемые ракеты, которые пробивают лобовую броню любого танка. Даже хваленые «Леопарды», которыми хвастает и пытается запугать нас НАТО, устоять перед такими ПТУРами не в состоянии. У нас в институте есть также отделения, которые занимаются электронной «начинкой», они разработали лучшие характеристики для преодоления противоракетной обороны: автоматика отслеживает систему противоракетной обороны и маневрирует, т. е. наши изделия не идут по заранее намеченной траектории, а обходят средства ПВО и ПРО и достигают цели. У американцев так функционировать пока могут далеко не все системы. Еще одно приоритетное направление — вопросы, связанные с лазерной тематикой: нами созданы установки мирового уровня, непревзойденные по плотности потока энергии в лазерных пучках. Мы впереди Европы всей, а то и мира в таких областях, как газодинамика, физика взрыва, по направлениям в неядерных вооружениях и в ядерных. Создаваемые нами сверхзвуковые ракеты практически не перехватываются средствами обороны противника. На Западе пока только пытаются делать нечто подобное, а у нас все это придумано, разработано, отлажена система производства».

«А мы из Пензы»

«Мои коллеги по институту приезжают из разных регионов страны. Среди сотрудников немало пензенцев, и, надо сказать, земляки часто занимают видное положение в наших структурах. Станислав Алексеевич Климов, например, стал главным конструктором направления по разработке бронебойных снарядов и ракетных систем. Александр Николаевич Сенькин — главный конструктор в таком же, как наш, Всероссийском институте, только не экспериментальной, а технической физики. Не только я удостоен высоких наград, в частности Михаил Жерноклетов, Виктор Малько — лауреаты премии Правительства РФ. Целый ряд моих однокашников — это люди, которые активно работали в нашей отрасли и внесли большой вклад в разработку устройств для отечественной «оборонки». Многие из них — выпускники моего родного «политеха». Можно с уверенностью говорить, что наш институт, а теперь это университет, очень значим для оборонной промышленности страны. Все дело в том, что здесь дают прочные и обширные знания по физике, математике, техническим дисциплинам. А кафедра, на которой готовили специалистов по взрывательным устройствам, раньше была только в знаменитом Ленинградском военмехе (ныне Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. — Прим. ред.) и у нас в Пензе. В Сарове как раз и работают в основном выпускники этих двух вузов. Многие заняли лидирующие позиции благодаря тому, что в студенческие годы получили очень хорошие, крепкие специфические знания. Мы все аккуратно и быстро влились в процесс создания ядернооружейных изделий. В 1945 году наши отцы написали на стене взятого рейхстага: «А мы из Пензы». Мы тоже, наверное, могли бы так написать».

Молодежи нужны амбициозные задачи

«Есть области науки, которые находятся в самом своем начале развития: например, ядерно-оружейная, космическая деятельность, 50 лет назад, когда я только начинал работать, были на начальном этапе развития. Нет ничего удивительного в том, что интересовались этой тематикой люди в основном молодые. И быстро росли, в 28–30 лет становились начальниками отделений, отделов — то есть лидерами. Наш главный конструктор, генерал, возглавил направление по разработке ядерных зарядов в 32 года. Тогда и тематика была новой, и интерес был у молодых новый, и глаза у нас горели. Понятно, что на нас давили и внешние условия: если бы мы в СССР своевременно не сумели создать ядерное оружие, вполне возможно, нашей страны уже не было бы. По сведениям американских ученых, начиная с 1949 года было разработано несколько проектов бомбардировки Советского Союза. Наши бывшие «друзья» по войне с гитлеровской Германией уже строили планы, как нас отбомбить и ликвидировать. Молодежь тех времен была сильно стимулирована общегосударственными задачами — создать оборону. Сейчас оборона практически создана, поэтому надо изобретать новые направления, новые технические решения, которые будут стимулировать молодых ученых, конструкторов, инженеров на активную деятельность. Например, речь может идти о неядерном оружии, боеприпасах, которые показали свою эффективность в ходе специальной военной операции на Украине. Создать какой-то совершенно новый класс или тип оружия — это задача более, может быть, сложная, чем та, что стояла перед нашим поколением. Тем не менее это возможно, главное — суметь найти, отобрать ту молодежь, которая жаждет делать такую работу. Идет сепарация талантов: те, кто хочет проявить свои знания, полученные в вузе, добиваются успехов, развивают интересные проекты, защищают диссертации. Я член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций и вижу, что в последнее время очень много работ защищается молодежью. И тут все очень четко и ясно: выделение талантливых людей, которые хотят, могут и используют вузовские знания и получают хорошие результаты. Молодежь ведь у нас хорошая, задор у нее есть. Кто учится на «отлично», уже в студенческие годы начинает заниматься наукой, получает красные дипломы — это будущие лидеры. Не так важно, в каких отраслях они будут трудиться: медицине, образовании, технике, важно их вовремя заметить и поставить перед ними задачи, от которых у них будут гореть глаза».

Наталья Толкачёва
«Университетская газета», № 6 (1788) от 7 сентября 2023 года

» Последнее в рубриках:
21.01.2025 10:42 «Искусственный интеллект на стыке медицины»: в ПГУ продолжают обучать нейронные сети для диагностики патологий
20.01.2025 13:46 Преподавателю ПГУ Андрею Ганину присвоено ученое звание профессора
17.01.2025 12:09 Ученые ПГУ стали соавторами монографии «Противодействие экстремизму в современном российском обществе: теория и практика»
16.01.2025 10:52 РНФ объявляет о начале приема заявок на два конкурса для молодых ученых
27.12.2024 13:15 Медики ПГУ усовершенствовали способ хирургического лечения «шишек» на ногах
25.12.2024 14:15 ПГУ приглашает принять участие в научно-практической конференции «Артемовские чтения»
25.12.2024 11:58 В диссертационном совете ПГУ по педагогическим наукам состоялось первое заседание
25.12.2024 09:41 В ПГУ создано приложение с ИИ для раннего выявления опасных болезней сердца
20.12.2024 08:29 Студентка ПГУ Валерия Солдатенкова — победитель Всероссийских Платоновских чтений
19.12.2024 13:15 В ПГУ готовы предложить здравоохранению клинические рекомендации по диагностике заболеваний щитовидной железы