«В танце учу культуре общения»: памяти Ольги Ерохиной (1937–2022)
11 сентября ушла из жизни заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный работник культуры Пензенской области, выдающаяся выпускница Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета Ольга Васильевна Ерохина. Основателю и руководителю ансамбля бального танца «Сурские ритмы» было 85 лет.
В мае, сразу после юбилейного вечера «Сурских ритмов» и легендарного педагога-хореографа, участник коллектива в 1966–1978 гг. лауреат Всероссийских конкурсов, канд. ист. наук, доцент кафедры ИРиМПИ Вячеслав Власов рассказал «Унивеситетской газете» об Ольге Васильевне и истории первого в Пензе и второго в СССР ансамбля бального танца.
— Далёкий 1966 год, сентябрь… Это было начало «танцевального периода» для многих ребят и девчат из нашего 8 «А» класса школы № 16 г. Пензы.
Большинство класса откликнулось (хотя и не сразу) на призыв, на уговоры Ольги Епишиной (она стала моей первой партнёршей, которой я безмерно благодарен, как и двум другим замечательным девушкам, танцевавшим со мной в паре, — Светлане Цырульниковой и Ирине Дружининой) пойти заниматься неизвестными для всех нас бальными танцами.
Мы пришли в историческое здание — Дом пионеров № 1 на улице Кирова, где сейчас располагается Законодательное Собрание Пензенской области. С руководителем нам очень повезло: мы попали в заботливые и грамотные руки Ольги Васильевны Ерохиной. Интерес к танцам у неё возник ещё в юном возрасте. В годы войны её мама работала в кукольном театре, где по вечерам открывалась танцевальная школа. Маленькая Оля приходила к маме на работу и, затаив дыхание, наблюдала за танцующими парами. Видимо, тогда и определился жизненный путь будущего Мастера. Как и многие в нашем городе, она училась танцевать у легендарного пензенского хореографа Розы Яковлевны Кутырёвой. После окончания школы работала вожатой, окончила историко-филологический факультет Пензенского пединститута им. В. Г. Белинского, а затем — Московский институт культуры, получив квалификацию «педагог бального танца». С начала 1960-х годов руководила хореографическими коллективами на ФОПе ПГПИ им. В. Г. Белинского и в Доме пионеров № 1. Много занималась самообразованием, ездила перенимать опыт к известным танцорам и педагогам в Москву и Ленинград, Литву и Эстонию. И стала практически первым педагогом, который начал развивать бальные танцы в г. Пензе. Нам было тогда 14–16 лет, а уже опытному руководителю — только 30. У нас сложились удивительно близкие, доверительные отношения, которые сохранялись и в последующие годы. «Я никогда не делала акцент на том, чтобы вырастить из детей профессионалов, — рассказывала Ольга Васильевна в начале 2000-х годов, — я хотела и хочу, чтобы они стали хорошими людьми. В танце учу культуре общения, деликатности, душевности, любви к партнёру и музыке». Думается, это ей вполне удавалось…
На несколько лет из нашего класса в танцах «задержались» Светлана Блохина, Игорь Воячек, Иван Храмов, Олег Сорокин… В Доме пионеров у О. В. Ерохиной мы были не первыми: там уже занимались Людмила и Светлана Прусс, Татьяна Агапова, Нина Кармишова, Валентина Ерзунова, Галина Поляшова, Николай Зайцев, Борис Мошкин, Михаил Кагна, Георгий Солуданов, Валерий Европейцев и другие. Позже вместе с нами к ним присоединились Людмила и Галина Потапенко, Надежда Калинина, Вера Белокурова, Татьяна Петрушенко, Юрий Астахов, Александр Фионов, Анатолий Зенкин, Юрий Подрезов, Александр Мордвинов и другие, составившие основу будущего ансамбля.
Первые два года мы занимались в фойе Дома пионеров под пианино, на котором играли Н. А. Кузьмина и Людмила Прусс (которая как-то успевала и играть, и танцевать). В это время мы впервые приняли участие в городском конкурсе бальных танцев, а также в съёмках телепередачи о XIX веке, где мы в соответствующих костюмах создавали атмосферу бала в Пензенском дворянском собрании.
В 1968 г. мы перешли во Дворец культуры имени С. М. Кирова, в котором начался новый интересный этап и в нашей жизни, и в творчестве уже известного в Пензе руководителя. Сотрудничество О. В. Ерохиной с талантливым музыкантом и удивительным человеком Геннадием Сергеевичем Астаховым и его эстрадным оркестром (при всемерной поддержке директора дворца З. А. Когана) дало в то время нечто новое: симбиоз бальных танцев, оркестра и певцов (Евгений Козиницкий, Алевтина Коршунова, Клавдия Бердина, Вера Силантьева, Лариса Кондратова, Евгений Ежов). Теперь уже расширенный коллектив стал постоянно выезжать не только на всероссийские конкурсы бальных танцев в Свердловск, Куйбышев, Москву, но и с концертами — в Ленинград, Волгоград, Ульяновск, Астрахань, Кострому, Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард, Лабытнанги, Тернополь, Венгрию, Австрию, Болгарию. Ансамбль участвовал в передачах Центрального телевидения и Интервидения, в том числе в записи передачи «Наш адрес — Советский Союз» (1975 г.). Когда мы впервые оказались на телестудии в «самом» Останкино, всех охватило огромное волнение, при этом настоящий восторг испытали Г. С. Астахов — от игры на белом рояле Стейнвей, а наша солистка певица Алла Коршунова — от прикосновения к «удивительному» микрофону во время исполнения «Лунного вальса» И. Дунаевского, под который мы танцевали медленный вальс.Конечно, особо запомнился наш первый «массовый» выезд в начале 1970 г. (на венгерском автобусе «икарус») на Всероссийский конкурс бальных танцев в Куйбышев. Для большинства из нас всё было впервые: и выступление в конкурсе индивидуальных пар в другом городе, и знакомство с танцорами из других городов Поволжья, а также с представителями Министерства культуры РСФСР. Приобретённый первый подобный опыт, да и первые награды, очень помогли всем нам в дальнейшем.
В июле 1970 г. состоялась очень интересная и познавательная поездка творческих коллективов дворца в Ленинград. Жили мы во Дворце культуры им. И. И. Газа Кировского завода. Выступали с концертными номерами и на самом Кировском заводе, и в Петергофе на площадке перед Дворцом Марли. Запомнилась и интересная однодневная поездка из Ленинграда в Таллин. Никогда не забудутся и прогулки по Ленинграду в период белых ночей под отеческим присмотром мужа О. В. Ерохиной, доцента политехнического института Владимира Сергеевича, которого она тоже когда-то учила танцевать.
А в начале следующего, 1971 года мы снова поехали в уже знакомый Куйбышев, но теперь в расширенном составе — вместе со своим оркестром под руководством Г. С. Астахова — на «ФАСТ-71» (Фестиваль ансамблей современного танца). Ансамбль у нас уже был, а названия у него ещё не было… Стали думать и гадать, как же нас назвать… После множества вариантов все остановились на одном — названии современного бального танца, созданного нашим руководителем на основе элементов народных танцев Пензенского края вместе с композитором Леонидом Петровым. Название танца мы использовали и полное, и сокращённое — «Сурские ритмы» и «Сурритм». Пробовали называть и так, и так и в результате остановились на полном названии как танца, так и нашего ансамбля. Так что рождение ансамбля с названием «Сурские ритмы» произошло 50 лет назад. Это было недавно, это было давно… Часто вспоминаем, как в начале «ФАСТА-71» организаторам фестиваля никак не удавалось сделать разводку ансамблей для торжественного открытия, и тут кто-то предложил обратиться к О. В. Ерохиной из Пензы. Обратились… И она буквально за полчаса успешно решила эту проблему. Гордость за «нашу Ольгу» (мы так порой называли между собой уважаемого руководителя), за нашу Пензу переполняла всю нашу делегацию…
…Действительно, это были совместно прожитые, счастливые годы, а не просто занятия любимым делом. Это было хобби, которое порой выходило на первое место в жизни. Мы ходили друг к другу на студенческие вёсны и выступали вместе со своими, чтобы увеличить массовость. Иногда так шутили: «В свободное от танцев время мы иногда ходим на занятия в институт», хотя большинство из нас учились на «хорошо» и «отлично», а некоторых оставили для работы в пензенских вузах. Узнав о проведении Всесоюзного конкурса бальных танцев в Москве, несколько человек собрались и самостоятельно поехали в столицу посмотреть на лучших танцоров страны. Мы познакомились с некоторыми из них, в том числе с чемпионами СССР из Литвы супругами Юрате и Чесловасом Норвайшами. Нашим оператором был будущий медик Валера Европейцев. Позже в этой роли будет выступать Юра Клочков (с которым мы жили в одном доме на ул. Володарского, 65, где жил и ещё один наш танцор из младшего поколения ансамбля — известный пензенский журналист Володя Вержбовский). Наше поколение никогда не забудет, как во время очередного областного конкурса бальных танцев, который проходил в Пензенском цирке, Ольга Васильевна сидела в зрительном зале, а не была с нами за кулисами, и срочно вынуждена была уехать… в роддом, чтобы родить второго сына Серёжу (кстати, оба её сына танцевали у нас в ансамбле).
Во Дворце культуры им. Кирова мы не только репетировали, постоянно выступали с концертами, но и отмечали различные события, праздники. А однажды танцорам «Сурских ритмов» даже разрешили встретить Новый год в стенах ДК («добро» на это дал, в качестве исключения, наш директор З. А. Коган). То есть Дворец культуры тогда действительно воспринимался нами как настоящий второй дом…
В «Сурских ритмах», как, впрочем, и в других коллективах дворца, создавались семейные пары. Так, в СР такие пары создали: Светлана Цырульникова и Вячеслав Власов, Татьяна Токарь и Андрей Андреев, Татьяна Иванова и Алексей Лунков, Людмила Шурупова и Александр Яхонтов, Татьяна Эльпидинская и Юрий Клочков, Александра Смирнова и Олег Вотяков, Елена Гобза и Юрий Данилов, Ирина Ерёмкина и Игорь Астахов, Наталья Тюлюкина и Сергей Ерохин, Лилия Климкина и Евгений Чащин и др.
Кто-то из учеников О. В. Ерохиной связал свою жизнь с танцами, другие стали учителями, врачами, журналистами, руководителями учреждений и предприятий, но все мы искренне благодарны судьбе, которая связала нас с замечательным человеком, педагогом и хореографом Ольгой Васильевной Ерохиной. А она по-прежнему всех учеников считает своими детьми и с трепетом впитывает любую информацию о каждом из нас.
В 2017 г., по случаю 80-летия со дня рождения легендарного пензенского хореографа, О. В. Ерохиной было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Пензенской области» (звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» она получила ещё в 1976 г.).
Михаил Кагна, педагог-историк из Хайфы (Израиль), в присланном поздравлении отметил, в частности, следующее: «Почему-то считается, что успеха может добиться только жёсткий авторитарный руководитель, в том числе и творческого коллектива. Так вот, за всё время пребывания в коллективе под руководством «нашей Ольги» (так мы называли между собой Ольгу Васильевну) не помню ни одного грубого слова, ни одной бестактности, ни одного нервного срыва. А ведь бывало всякое: не получалось что-то на репетициях, ну не клеилось, в общем. Мы могли себе позволить раздражаться, упрямиться, но наше раздражение натыкалось на бетонную стену доброжелательности, искренности и уверенности руководителя в том, что обязательно всё получится, особенно у таких «хороших, умненьких, талантливых мальчиков и девочек». …Дорогая Ольга Васильевна, я сердечно благодарен Вам за нашу замечательную, яркую и содержательную юность!».
23 апреля 2022 г. многим из нас вновь удалось встретиться в ЦКиД на юбилейном концерте ансамбля «Сурские ритмы» (в котором последние пять лет танцуют бывшие воспитанники ансамбля 45–60 лет, решившие тряхнуть стариной) и поздравить нашу дорогую Ольгу Васильевну с 85-летием.