«В танце учу культуре общения»: памяти Ольги Ерохиной (1937–2022)14.09.2022 16:10
В мае, сразу после юбилейного вечера «Сурских ритмов» и легендарного педагога-хореографа, участник коллектива в 1966–1978 гг. лауреат Всероссийских конкурсов, канд. ист. наук, доцент кафедры ИРиМПИ Вячеслав Власов рассказал «Унивеситетской газете» об Ольге Васильевне и истории первого в Пензе и второго в СССР ансамбля бального танца. — Далёкий 1966 год, сентябрь… Это было начало «танцевального периода» для многих ребят и девчат из нашего 8 «А» класса школы № 16 г. Пензы. Большинство класса откликнулось (хотя и не сразу) на призыв, на уговоры Ольги Епишиной (она стала моей первой партнёршей, которой я безмерно благодарен, как и двум другим замечательным девушкам, танцевавшим со мной в паре, — Светлане Цырульниковой и Ирине Дружининой) пойти заниматься неизвестными для всех нас бальными танцами.
Первые два года мы занимались в фойе Дома пионеров под пианино, на котором играли Н. А. Кузьмина и Людмила Прусс (которая как-то успевала и играть, и танцевать). В это время мы впервые приняли участие в городском конкурсе бальных танцев, а также в съёмках телепередачи о XIX веке, где мы в соответствующих костюмах создавали атмосферу бала в Пензенском дворянском собрании. В 1968 г. мы перешли во Дворец культуры имени С. М. Кирова, в котором начался новый интересный этап и в нашей жизни, и в творчестве уже известного в Пензе руководителя. Сотрудничество О. В. Ерохиной с талантливым музыкантом и удивительным человеком Геннадием Сергеевичем Астаховым и его эстрадным оркестром (при всемерной поддержке директора дворца З. А. Когана) дало в то время нечто новое: симбиоз бальных танцев, оркестра и певцов (Евгений Козиницкий, Алевтина Коршунова, Клавдия Бердина, Вера Силантьева, Лариса Кондратова, Евгений Ежов). Теперь уже расширенный коллектив стал постоянно выезжать не только на всероссийские конкурсы бальных танцев в Свердловск, Куйбышев, Москву, но и с концертами — в Ленинград, Волгоград, Ульяновск, Астрахань, Кострому, Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард, Лабытнанги, Тернополь, Венгрию, Австрию, Болгарию. Ансамбль участвовал в передачах Центрального телевидения и Интервидения, в том числе в записи передачи «Наш адрес — Советский Союз» (1975 г.). Когда мы впервые оказались на телестудии в «самом» Останкино, всех охватило огромное волнение, при этом настоящий восторг испытали Г. С. Астахов — от игры на белом рояле Стейнвей, а наша солистка певица Алла Коршунова — от прикосновения к «удивительному» микрофону во время исполнения «Лунного вальса» И. Дунаевского, под который мы танцевали медленный вальс.Конечно, особо запомнился наш первый «массовый» выезд в начале 1970 г. (на венгерском автобусе «икарус») на Всероссийский конкурс бальных танцев в Куйбышев. Для большинства из нас всё было впервые: и выступление в конкурсе индивидуальных пар в другом городе, и знакомство с танцорами из других городов Поволжья, а также с представителями Министерства культуры РСФСР. Приобретённый первый подобный опыт, да и первые награды, очень помогли всем нам в дальнейшем.
А в начале следующего, 1971 года мы снова поехали в уже знакомый Куйбышев, но теперь в расширенном составе — вместе со своим оркестром под руководством Г. С. Астахова — на «ФАСТ-71» (Фестиваль ансамблей современного танца). Ансамбль у нас уже был, а названия у него ещё не было… Стали думать и гадать, как же нас назвать… После множества вариантов все остановились на одном — названии современного бального танца, созданного нашим руководителем на основе элементов народных танцев Пензенского края вместе с композитором Леонидом Петровым. Название танца мы использовали и полное, и сокращённое — «Сурские ритмы» и «Сурритм». Пробовали называть и так, и так и в результате остановились на полном названии как танца, так и нашего ансамбля. Так что рождение ансамбля с названием «Сурские ритмы» произошло 50 лет назад. Это было недавно, это было давно… Часто вспоминаем, как в начале «ФАСТА-71» организаторам фестиваля никак не удавалось сделать разводку ансамблей для торжественного открытия, и тут кто-то предложил обратиться к О. В. Ерохиной из Пензы. Обратились… И она буквально за полчаса успешно решила эту проблему. Гордость за «нашу Ольгу» (мы так порой называли между собой уважаемого руководителя), за нашу Пензу переполняла всю нашу делегацию…
Во Дворце культуры им. Кирова мы не только репетировали, постоянно выступали с концертами, но и отмечали различные события, праздники. А однажды танцорам «Сурских ритмов» даже разрешили встретить Новый год в стенах ДК («добро» на это дал, в качестве исключения, наш директор З. А. Коган). То есть Дворец культуры тогда действительно воспринимался нами как настоящий второй дом…
Кто-то из учеников О. В. Ерохиной связал свою жизнь с танцами, другие стали учителями, врачами, журналистами, руководителями учреждений и предприятий, но все мы искренне благодарны судьбе, которая связала нас с замечательным человеком, педагогом и хореографом Ольгой Васильевной Ерохиной. А она по-прежнему всех учеников считает своими детьми и с трепетом впитывает любую информацию о каждом из нас.
Михаил Кагна, педагог-историк из Хайфы (Израиль), в присланном поздравлении отметил, в частности, следующее: «Почему-то считается, что успеха может добиться только жёсткий авторитарный руководитель, в том числе и творческого коллектива. Так вот, за всё время пребывания в коллективе под руководством «нашей Ольги» (так мы называли между собой Ольгу Васильевну) не помню ни одного грубого слова, ни одной бестактности, ни одного нервного срыва. А ведь бывало всякое: не получалось что-то на репетициях, ну не клеилось, в общем. Мы могли себе позволить раздражаться, упрямиться, но наше раздражение натыкалось на бетонную стену доброжелательности, искренности и уверенности руководителя в том, что обязательно всё получится, особенно у таких «хороших, умненьких, талантливых мальчиков и девочек». …Дорогая Ольга Васильевна, я сердечно благодарен Вам за нашу замечательную, яркую и содержательную юность!». 23 апреля 2022 г. многим из нас вновь удалось встретиться в ЦКиД на юбилейном концерте ансамбля «Сурские ритмы» (в котором последние пять лет танцуют бывшие воспитанники ансамбля 45–60 лет, решившие тряхнуть стариной) и поздравить нашу дорогую Ольгу Васильевну с 85-летием. |