А. Д. Гуляков: качественная подготовка высококлассных специалистов — дорога с двусторонним движением!
В том, чтобы из стен вузов выходили специалисты, обладающие не только прочными профессиональными знаниями, но и умением применить эти знания на практике, должны быть заинтересованы не только сами вузы, но и предприятия, на которых эти специалисты будут трудиться. Об этом рассказал ректор ПГУ.
— Александр Дмитриевич, много сейчас говорят о том, что процесс обучения в вузах отстает от реальных требований жизни. Что вы думаете об этом?
— Не согласиться с этим трудно. Действительно, рынок труда в последние годы — явление движущееся, развивающееся, резко меняющееся. Десятки новых профессий чуть ли каждый день входят в нашу жизнь, другие, напротив, теряют свою актуальность, отмирают. Есть и другой момент: студент нынче очень сильно отличается от студента тех времен, когда в вузе, к примеру, учился я. Сегодняшние молодые люди погружены в Интернет, они, образно говоря, спят и едят, не выпуская из рук телефонов и планшетов. Что могут противопоставить этому вузы? Обшарпанные аудитории? Лаборатории, в которых оборудование 1958 года «рождения»? Преподавателей, вещающих с кафедры по старенькому учебнику?
— Да, это реальность, и радовать она не может.
— Тут не надо так рассуждать: радует или нет. Надо работать. Несмотря ни на что, надо обучать студентов, надо готовить таких специалистов, чтобы их «с руками отрывали» лучшие предприятия. А главное, чтобы они, приходя на эти предприятия, не просто проводили там время, прикрываясь наличием диплома, а работали полноценно, продуктивно, делали карьеру. Чтобы они, наконец, зарабатывали так, чтобы не сидеть у родителей на шее до пенсии, а самим обеспечивать себя, свою семью, свои интересы и потребности.
— Но как же сопоставить объективные трудности с этими, прямо скажем, высокими требованиями?
— В одиночку тут вузам не выстоять. Качественная подготовка высококлассных специалистов — дорога с двусторонним движением! То есть не только мы как ведущий университет региона должны болеть о том, чтобы растить качественные кадры для предприятий нашего региона. В этом должны быть заинтересованы и сами предприятия! У нас в ПГУ отличный профессорско-преподавательский состав, без преувеличения, лучший в городе и области, у нас научные школы, у нас методики, наработанные годами. То есть мы способны готовить качественные кадры! Но другой вопрос: куда им идти? На заводы, где их никто не ждет, где просто нет рабочих мест? Или эти места есть, но в грязных цехах, «оснащенных» станками прошлого века? На жалкие 19 тысяч? Ни один талантливый и уважающий себя выпускник вуза на такие условия просто не пойдет. Хуже того, он пойдет в торговлю, в салон какой-нибудь, где он больше заработает и будет трудиться в куда более приятных для себя условиях. А мы потеряем деньги, которые затратили на его обучение. Потеряем специалиста, которого учили лучшие профессора в самом авторитетном университете губернии. Его страна потеряет!
— Выходит, надо каким-то образом заинтересовывать предприятия, привлекать их к процессу обучения студентов?
— Мы пытаемся это сделать. Став ректором, я первым делом объехал все крупные предприятия Пензы, встретился со всеми директорами, беседовал с ними. Во многом мы нашли понимание. К сожалению, подчас это было понимание на уровне слов, но с некоторыми дело все-таки сдвинулось. Мы уже создали 8 базовых кафедр на наших предприятиях, девятая на подходе. Ребята наши там могут, как говорится, потрогать, «пощупать» оборудование, на котором будут работать, когда окончат университет. Они там общаются с коллективом, с рабочими, инженерами, они проходят все виды производственных практик. Это хороший результат, я считаю. Но этого нам мало! Нам нужно, чтобы со стороны всех значимых местных предприятий проявлялась такая же заинтересованность. Чтобы руководители были готовы не только помочь в учебе, но и нашим выпускникам после получения ими диплома ПГУ готовы были предоставить достойные условия. И не только в плане санитарного состояния цехов и наличия современного оборудования — это само собой разумеется. Ребята должны знать, что на заводе у них будет возможность работать интересно, творчески — как они научились в университете. Чтобы у них была возможность для роста, чтобы этот труд оплачивался достойно, на уровне их интересов и вполне понятных ожиданий. Вот только тогда можно будет всерьез говорить о возрождении инженерной школы в стране, и в частности в нашем с вами любимом городе Пензе.
Беседовала Наталья ТОЛКАЧЕВА