День психолога: интернационализация российского образования и психология
В День психолога на актуальные вопросы ответил доктор психологических наук, профессор Российской академии образования, заведующий кафедрой «Общая психология» Пензенского государственного университета, профессор Всеволод Константинов.
— Всеволод Валентинович, осенью в ПГУ состоялся Международный форум «Интернационализация российского высшего образования: педагогические новации, проблемы, перспективы». Какие главные тренды он «подсветил»?
— Для нас, психологов, прошедший в ПГУ форум стал настоящим событием. Фактически мы получили уникальную возможность в интенсивном диалоге с коллегами-педагогами через обращение к педагогической методологии по-новому взглянули на проблемы именно области психологии. Тенденция на увеличение числа иностранных студентов в российских вузах поднимает на новый уровень проблематику сопровождения приезжающих ребят, их эффективной адаптации к условиям образовательного пространства вуза и прочие вопросы. Общаясь со своими коллегами, убеждаюсь, что, если говорить о накоплении опыта, количество перерастёт в качество. Сегодня как никогда нам важно осознавать потенциальные риски и зону нашей ответственности при организации психологического сопровождения иностранного студента в вузе.
— Что значит для кафедры «Общая психология» запуск с 1 ноября образовательной программы с использованием языка-посредника (английского) по психологии?
— Как выясняется, в запуске англоязычной бакалаврской программы по психологии в региональных вузах мы стали фактически пионерами. Для кафедры это стало вызовом, который заставил нас переосмыслить своё саморазвитие. Сотрудники кафедры совершенствуют владение иностранным языком, готовятся к новым аспектам учебного процесса. Это здорово, что появился такой мотив для развития. Шанс получить уникальный новый опыт, интересный не только здесь, но и далеко за пределами региона.
— Можно ли говорить о росте международной востребованности российского психологического образования?
— Думаю, у нас сейчас есть возможность сформулировать по сути некое предложение для иностранных обучающихся, которое будет конкурентоспособным. По характеристикам, которые лежат на поверхности, отметим соотношение содержания и стоимости образования. Очень надеюсь, что нам удастся воспользоваться этим окном возможностей, и сделать всё для того, чтобы максимально продвинуть наше российское психологическое образование уже в качестве экспортного продукта.
Беседовал Максим Битков