Профессия дальнего действия
В 2024 году — 150 лет со дня открытия Пензенской учительской семинарии и 85 лет старейшему вузу Пензенской области — Педагогическому институту им. В. Г. Белинского. О работе института в программе «Актуально о главном» на телеканале «Россия 24. Пенза» рассказала его директор, кандидат физико-математических наук, доцент Ольга СУРИНА.
— Ольга Петровна, как прошла приёмная кампания и с каким настроем Педагогический институт начал новый учебный?
— Новый учебный год Педагогический институт начал с энтузиазмом. Приёмная кампания прошла успешно. На первый курс поступили более 750 первокурсников, в том числе и из других стран. Я думаю, что год будет насыщенным и продуктивным, как для студентов, так и для наших преподавателей
— Год для института особенный, юбилейный. 85 лет — серьёзная цифра, за которой стоят ещё более серьёзные результаты работы. С каким багажом институт входит в юбилейный год?
— Институт показывает высокие результаты по всем направлениям деятельности: образовательной, научной, воспитательной. Мы не стоим на месте, развиваемся, расширяем спектр образовательных программ. Например, в этом году началось обучение первокурсников по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями «Китайский язык. Английский язык». Подготовлены новые образовательные программы, которые будут реализованы в партнёрстве с вузами Китайской Народной Республики. Занятия для студентов из Китая будут проводиться на английском языке. Особо отмечу результаты наших студентов в науке. Показательная цифра: наши начинающие исследователи только за один год опубликовали более 500 научных работ. Впечатляет! Им есть на кого равняться — именитые учёные Педагогического института ведут исследования по самым актуальным темам.
— В эти дни в институте проходит значимое мероприятие — Международный форум «Интернационализация российского высшего образования: педагогические новации, проблемы, перспективы». Программа форума насыщенная?
— Психолого-педагогический форум будет проходить в течение двух дней, 17–18 октября. В его рамках состоится заседание федерального учебно-методического объединения высшего образования по укрупнённой группе специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Тематика весьма актуальная, в обсуждение включены учёные нашего вуза и вузов других регионов России, а также других стран. Особо хочется поблагодарить председателя объединения по направлению «Педагогические науки» Елену Ивановну Казакову, которая принимает участие в нашем заседании.
— Как вы помогаете студентам-первокурсникам адаптироваться к студенческой жизни?
— Это очень важный вопрос, которому мы уделяем особое внимание. Уже восемь лет в Педагогическом институте в начале учебного года реализуется проект «Погружение первокурсников в профессиональную деятельность». Мы рассказываем только поступившим к нам учиться обо всех нюансах: знакомим с кураторами и деканами, со всеми направлениями работы, то есть полностью погружаем в атмосферу вуза. Это даёт отличные результаты. Уже после первой недели мы видим, что в академических группах сформирован сплочённый коллектив, ребята стали единой дружной командой, плавно вошли в процесс обучения.
— Как вы могли бы охарактеризовать современных студентов? Отличаются ли они от тех, какими были молодые люди, к примеру, 20–30 лет назад?
— Меняется общество. Меняются люди. Соответственно, меняются и наши студенты. Студенческая молодёжь сейчас очень интересная. Много мыслящих, творческих ребят. Они не только активны в учёбе, но и готовы погружаться в науку, участвовать во внеурочных мероприятиях. Я бы сказала, что студенты стали даже более самостоятельными, более отзывчивыми.
— Насколько охотно выпускники Педагогического института идут работать в школы?
— Педагогический институт выпускает не только учителей. У нас есть и непедагогические направления подготовки. Доля трудоустроенных по специальности, конечно, везде различна. Например, среди выпускников педагогических направлений, по предварительным итогам прошлого выпуска, 80% трудоустроены в школы или учреждения дополнительного образования. Что касается других направлений, то здесь показатель немного ниже: 60% пошли работать по специальности.
— Вы часто участвуете в различных конкурсах, конференциях для школьников как наставник или член жюри, следите за успехами ребят в олимпиадном движении. Изменяется ли подготовка студентов — будущих учителей, исходя из запросов времени?
— Безусловно, изменяется. Мы ежегодно корректируем содержание учебных программ в зависимости от потребности работодателей. Участие в различных профильных мероприятиях как раз и помогает увидеть запросы общества и образовательных организаций. Как правило, если проявляется то, что мы недодаём нашим студентам, мы сразу включаем это в наши образовательные программы. Нам важно, чтобы наши выпускники, получив диплом, были в полной мере готовы работать в школе. На мой взгляд, придя в школу, они могут свободно войти в класс, провести урок и внеклассные мероприятия на самом высоком уровне, потому что ко всем изменениям, которые есть в наших образовательных организациях, наши студенты готовы.
— О наболевшем: ЕГЭ. Отменять или сохранять? Какова ваша позиция?
— Я считаю, не столько важна сама форма проведения государственной итоговой аттестации выпускников школ, сколько важно содержание. У меня двоякое отношение к ЕГЭ: с точки зрения сдвига школьного образования в сторону «натаскивания» на ЕГЭ, конечно, оно отрицательное. Нам нужны абитуриенты, которые умеют мыслить, доказывать свою позицию, потому что они будущие учителя. Я как преподаватель математики вижу, что вчерашним школьникам не всегда просто мыслить математически и логически. С другой стороны, нельзя не согласиться, что ЕГЭ с каждым годом меняется, КИМы становятся более содержательными. Можно задуматься над усилением блока заданий, которые требуют рассуждений.
— Как образование и педагогика трансформируются в условиях массового внедрения цифровых технологий? Насколько современный учитель готов к таким изменениям?
— Цифровые технологии действительно активно внедряются в образовательный процесс. Это происходит как в вузе, так и в школах. Мы учим наших студентов использовать цифровые ресурсы.
— Знаковым стало открытие педагогического класса на базе ещё одной из школ. Расскажите об этом проекте.
— Проект педагогических классов в пензенских школах мы реализовываем уже четыре года. Начали с трёх образовательных организаций, потом список пополнился ещё двумя. И в этом году в работу включилась гимназия № 13. Преподаватели кафедр по профилям педагогики и психологии проводят занятия в школах. Проект, на мой взгляд, очень интересный и результативный. Мы получаем ориентированных на профессию абитуриентов. В этом году к нам, например, поступили ученики школы № 28 из педкласса. Я общаюсь с этими студентами и могу с уверенностью сказать, что ребята пойдут работать по профессии.
Наряду с педклассами мы реализуем ещё один проект — «Школа юного педагога». Его участники приходят к нам в институт на занятия по основам педагогики, психологии, общаются со студентами и преподавателями непосредственно в вузе. Приведу цифры: 50% выпускников Школы юного педагога этого года поступили к нам в институт на педагогические специальности. Думаю, что это неплохой результат.
— Это лишь один пример, подтверждающий результативную работу. Как вы в целом взаимодействуете со школами? Вы для них помощники, наставники или ограничиваетесь поставкой кадров?
— У нас тесное сотрудничество со школами города Пензы и Пензенской области, взаимодействие осуществляется по различным направлениям. Когда наши студенты проходят педагогическую практику на базе образовательных организаций, то учителя школ являются для них наставниками. Когда речь идёт о методическом сопровождении образовательного процесса, то здесь мы всегда готовы оказать помощь нашим коллегам.
Представители института принимают самое активное участие в мероприятиях школ.
Ученики всегда с интересом участвуют в научно-практических конференциях. Наши преподаватели помогают им в подготовке к докладам, разработке проектов. В общем-то, так отчасти происходит приобщение детей к нашему педагогическому институту, они привыкают к университетской среде, видят атмосферу. Поэтому, возвращаясь к вопросу адаптации первокурсников, когда такие школьники приходят к нам в качестве студентов, для них здесь многое уже знакомо.
— Что пожелаете тем, кто когда-то выбрал учительство своей профессией, и тем, кто только планирует переступить порог Педагогического института имени В. Г. Белинского — вуза с такими славными традициями?
— Профессия учителя действительно сложная, очень ответственная. Но, на мой взгляд, это лучшая профессия на земле, потому что от учителя зависит, будут ли у нас врачи, инженеры, космонавты и так далее. Можно сказать, что это профессия дальнего действия. Я хотела бы пожелать студентам, чтобы впитывали в себя как губка все те знания, которые им дают на занятиях, даже те, которые могут показаться второстепенными. То, что сегодня попадает в разряд «я знаю, что мне это никогда не пригодится», может быть очень ценным в профессиональной деятельности.
Школьникам я желаю не бояться стать учителем. У нас много студентов, которые на вопрос, почему поступили в Педагогический институт, отвечают: потому что родители — педагоги или потому что у меня был прекрасный предметник в школе и я хочу быть на него похожим. Ещё добавлю, учительство требует полной самоотдачи и постоянного обучения. Если учитель хоть на минуту перестанет совершенствоваться, он «потеряется».
— Вы никогда не жалели, что пришли в эту профессию?
— Никогда. Я всегда знала, что буду учителем. Мечтала об этом с детства и целенаправленно поступала в Педагогический институт. Единственное, о чём я жалею, что в школе довелось работать не много, всего два года. Потом перешла на преподавательскую деятельность в вуз. Общение со школьниками заряжает!