Всеволод Константинов: у науки есть колоссальный инструментарий для преодоления проблем общества
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология» Пензенского государственного университета Всеволод Константинов стал обладателем почетного звания «Профессор Российской академии образования». Весной этого года уже в седьмой раз кафедра провела Международную научно-практическую конференцию «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире», объединившую около сотни специалистов в области психологии, экономики, философии, социологии, юриспруденции из нескольких регионов России и зарубежных стран. Мы побеседовали с ученым о том, как развиваются его не теряющие актуальности исследования по адаптации мигрантов, взаимоотношениям принимающего общества и адаптантов, а также о времени, научной школе и признании.
— Всеволод Валентинович, как, на ваш взгляд, прошла конференция «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире» в этом году?
— Достойно. Мы получили большой отклик от коллег и подготовили хороший сборник статей. Участники отметили, что конференция была «заряжена» на обсуждение поставленных вопросов, причем часто в неожиданных ракурсах. К примеру, профессор кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых Елена Блинова весной вернулась из Херсона — то есть проводила исследования, как говорят у нас, в поле. Ее доклад оказался очень эмоциональным. Это и понятно: жить или проводить научный анализ внутри абсолютно настоящего, живого процесса дорогого стоит.
— Насколько конференция стала заметной точкой в пространстве отечественной психологии?
— Если вы откроете сборники конференции, то найдете там абсолютно всех значимых отечественных исследователей адаптации мигрантов (и не только в психологии, но и в демографии, социологии, вплоть до специалистов в антропологических вопросах): директор Центра социокультурных исследований НИУ «Высшая школа экономики», профессор Александр Татарко; ведущий этнопсихолог страны, завкафедрой общей психологии Удмуртского государственного университета, профессор Вера Хотинец; исследователь с мировым именем, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета Валентина Гриценко; профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Почебут и многие другие. Эти люди с нами постоянно работают. В организации форумов всегда принимает участие академик РАН и РАО, научный руководитель Института психологии, профессор Анатолий Лактионович Журавлёв. Мы дорожим его ценными рекомендациями и предложениями. При этом перед нами не стоит задачи гнаться за цифрами. Для нас важно организовать общение людей, которых связывает одна тема.
— Время проведения конференции очень трагично совпало с терактом в «Крокус Сити Холле». По реакциям в комментариях в соцсетях вуза чувствуется запрос общества на ответы на возникшие вопросы, слышится надежда на голос исследователей. Насколько вообще имеет смысл говорить о влиянии работы ученых на процессы в реальной жизни?
— Что касается интеграции в наш социум мигрантов и беженцев, то желательно, чтобы эти вопросы включали аналитику — то есть научные изыскания, пусть даже на уровне фокус-групп, экспертных оценок. Потому что эта ниша всегда несет напряжение в любом обществе. Она легко обостряется под воздействием внешних обстоятельств или внутренних процессов. Хорошая новость — в том, что современная наука, в частности психологическая, социально-психологическая, психолого-педагогическая, обладает колоссальным инструментарием для того, чтобы многие проблемные моменты преодолевать, помогать их проживать — и принимающему населению, и самим мигрантам. Стоит помнить, что мы не сталкиваемся с каким-то феноменом или эффектом, который непонятен и требует рефлексии «с нуля». Есть действующие научные инструменты для того, чтобы справляться с этими вызовами. Простой пример. Если растут ксенофобские настроения, формируются соответствующие установки — мы понимаем, что у нас есть альтернатива по коррекции или превенции этих установок. Опять же это запрос на психологов, в системе образования прежде всего.
— Снова начала циркулировать дискуссия: есть национальность у преступности или нет. О чем говорит ваш опыт?
— В свое время один из моих аспирантов проводил исследование. Интересно был организован дизайн этого исследования: испытуемым нужно было посмотреть видеосюжет про мигранта, который убил ребенка, и симметричный вариант — когда мигрант спас ребенка и погиб сам, и сделать свой выбор. Мы определяли, какие комбинации личностных особенностей формируют его интересы, отношение к этой категории населения и заставляют человека выбирать тот или иной сюжет. Можно не сомневаться в том, что у преступности нет национальности. Надо отметить обнадеживающий аспект: опыт интернационализма, который закладывался в наше подсознание в течение десятилетий советского прошлого, продолжает играть роль. Реакция на теракт в других обществах могла быть гораздо более негативной, вплоть до погромов, к примеру. Мы видим, что уровень развития российского общества высок. Многие понимают, что преступники при совершении чудовищного деяния в последнюю очередь вспомнят о своей национальности или религии. Этими людьми движут другие мотивы — может быть, не до конца им самим понятные.
— Всеволод Валентинович, а в каких формах происходит взаимодействие кафедры «Общая психология» и Института международного сотрудничества?
— Кафедра регулярно привлекается для реализации ключевых проектов ИМС, в том числе адаптационных. Это постоянный процесс, в который вовлечены сотрудники кафедры. Содержательное наполнение программ, которые мы предлагаем (в тот же Поволжский образовательный лагерь для иностранных студентов «ПОЛИС») — исключительно наша прерогатива. Спасибо ИМС, который предоставляет нам возможность реализовать идеи. Кстати, три года назад у нас защитил кандидатскую диссертацию Сергей Анатольевич Иванчин — начальник Управления международного образования ИМС. Сейчас он преподает на кафедре. Это большое подспорье в психологической работе. Сергей Анатольевич загорелся идеей инициировать открытие межвузовской лаборатории по психологии, которая могла бы заниматься адаптацией и интеграцией иностранных студентов и мигрантов. На мой взгляд, это перспективный проект. Ведь именно эта аудитория мигрантов требует максимального внимания. Потому что понятно, что ребята, получающие высшее образование, наиболее интересны для России с точки зрения их социального капитала. Они реально могут внести свой вклад в развитие страны.
— Когда вы начинали заниматься проблемой адаптации мигрантов четверть века назад, она виделась вам конечной или надолго актуальной?
— Признаюсь, на заре всех своих научных поисков мне (может быть, в силу юности) казалось, что это не такая уж сложная задача. Мы занимались исследованиями типов проживания, связанными с возведенным для мигрантов (русских, приехавших из Средней Азии) многоквартирным домом. И было кристально видно, как можно убрать, скорректировать процессы, идущие в ошибочных направлениях: поселить мигрантов диффузно, чтобы они активнее общались с принимающим населением... Со временем я, конечно, все больше и больше убеждаюсь, что эта тема больше, чем та предметная область, с которой мы сейчас ее ассоциируем. Вопросы уходят из плоскости интеграции в сферу ментального здоровья отдельных личностей и в тенденции развития социума. Так что это история о той самой верхушке айсберга, которая таит на самом деле огромные, непознанные подводные пласты. И ученые находят в этом новые мотивации.
— Участники конференции отметили важность научно-педагогической школы, которая возникла в Пензе под вашим руководством. Что это значит для вас?
— Это признание, безусловно, приятно. На практике важно то, что у моих аспирантов сейчас появился очень хороший инструмент в виде методологии от их научного руководителя. Концептуальные обоснования их изысканий сейчас уже вполне вписываются в ключевые положения моей концепции по адаптации мигрантов, которая была защищена в 2018 году и сейчас продолжает верифицироваться таким образом. В какой-то момент они могут себя идентифицировать как учеников этой школы. Хотя считаю, что школа — это не самоцель.
— Что вы цените в работе в вашем научном коллективе?
— Хочу подчеркнуть: успех в конкретной работе — это результат конкретного человека. Серьезное научное исследование позволяет отрефлексировать не только саму предметную область. Оно позволяет очень здорово понять себя. Когда человек погружается в какую-то проблему, ищет ответы на вопросы, он неизбежно часть этих ответов находит в самом себе. И это тоже прекрасно. Поэтому, когда я вижу, что тот или иной коллега через свое движение к четко определенной или совершенно неочевидной цели, вдруг еще начинает раскрываться как личность и он свою личность показывает в своей работе, это для меня в высшей степени ценно! И тот, кто позволяет себе в этом проявиться, может прожить много невиданных эмоций и чувств.
— В последние годы человек сталкивается с трудными временами. Как вы сами преодолеваете давление непреодолимых обстоятельств?
— Главная формальная особенность психологов заключается в том, что мы, наверное, более, чем кто-либо, призываем людей оставаться здесь и сейчас. Об этом стоит упомянуть. Если удается оставаться верным себе, своим ценностям и чувствовать жизнь, конечно, это замечательно.
Беседовал Максим Битков
«Университетская газета», № 5 (1796) от 13 июня 2024 года