Научный полк ПГУ: Война не научила ненавидеть
Чем дальше уходят от нас в историю горькие и славные четыре года Великой Отечественной войны, тем дороже память о людях, вынесших на своих плечах все её тяготы и подаривших нам, своим потомкам, мир и саму жизнь. Мы, ныне живущие, всегда будем в долгу перед солдатами Победы, и наша священная обязанность — сохранить каждое слово их воспоминаний «о времени и о себе».
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
о людях, что ушли не долюбив,
не докурив последней папиросы.
Эти строки принадлежат Н. Майорову. Действительно, сколько совсем еще юных мальчишек ушли на жестокую, кровавую, самую страшную в истории человечества войну! В рядах этих мальчишек стоял и будущий преподаватель Пензенского политехнического института и Пензенского педагогического института Пантелеймон Васильевич Романов.
На воинскую службу он был призван еще в октябре 1940 года. Служил под Мурманском. Здесь и застала его война. Пантелеймона Васильевича направляют на Карельский фронт, тянущийся от Мурманска до Ленинграда. Он участвует в форсировании реки Свирь. Пантелеймон Васильевич вспоминает о тех минутах перед боем:
— У нашей армии было преимущество в технике. За два часа до форсирования началась артподготовка. Люди находились в напряжении, были даже ссоры между командирами из-за выбора мест для огневой позиции. «И грянул бой!» Этот удар был победным для нашей армии. Он закончился капитуляцией Финляндии.
Всякое случалось на войне. Рядом были и смех, и слезы. Так Пантелеймон Васильевич рассказал одну историю, которая произошла с его боевыми товарищами:
— Зимой жили в палатках. Холодно. И солдаты придумали топить печку патронами. Бросают по нескольку штук и греются. Но однажды, видимо искра вылетела из печки, палатка воспламенилась, все заполнилось дымом. Солдаты в панике выбегали на улицу, кричали. А задремавший рядовой Богданов высунулся из палатки в окошечко и дышит.
Война не научила этого человека ненавидеть, не сделала его черствым. Пантелеймон Васильевич вспоминает о немце-минере, которого захватили в плен наши разведчики. Ему было всего лишь 18 лет. Он очень боялся расстрела. Пантелеймон Васильевич говорил о нем не как о заклятом враге, а как о мальчике, который сотворил необдуманный поступок.
О победах нашей армии, сражениях Пантелеймон Васильевич говорил не жалея слов, а вот на вопрос: «Сколько у вас орденов и медалей?» — ответил очень скромно: «Немного». Это замечательная черта, присущая истинно русскому человеку, — скромность. Зачем рассказывать о своих подвигах? А ведь из таких подвигов сложилась наша Великая Победа.
Пантелеймон Васильевич награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, имеет 9 медалей.
В 1948 году он окончил Московский финансовый институт, через три года — аспирантуру. Работал в Московском финансовом институте ассистентом кафедры политической экономии (1950–1952); в Крымском сельско-хозяйственном институте им. М. И. Калинина (1952–1956). В 1956 приехал в Пензу. Преподавал в ППИ. С сентября 1958 по 1991 год работал в ПГПИ им. В. Г. Белинского в должности старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма, доцентом кафедры политэкономии. Стал кандидатом экономических наук (1965).
М. Варфоломеева, Н. С. Чернецова
Использована публикация газеты «Педагог» ПГПУ №4 (222), май 1995 г. и статья Энциклопедии ПГПУ им. В. Г. Белинского