Театр русской жизни: 200-летие Островского

12.04.2023 18:10

Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Я — всё: и академия, и меценат, и защита.
А. Н. Островский

Александру Николаевичу Островскому (1823–1886) обязан своим рождением русский национальный  театр со  своим  неповторимым  лицом,  колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное — со своим репертуаром.

История развития драматургии в России сопровождалась сложными процессами литературного совершенствования. В XVIII веке пьесы писали Д. И. Фонфизин, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, И. А. Крылов. Начало XIX века ознаменовано драматургическим творчеством А. А. Шаховского, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова. Новаторскими можно считать «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Однако это были единичные явления, основу репертуара русских  театров первой половины XIX века составляли переводные пьесы и водевили-однодневки. К середине XIX века литература находилась в поиске своего драматического жанра. Осознавая это, А. Н.  Островский поставил перед собой новаторскую задачу — создать репертуар для русского национального театра. И создал, написав около 50 пьес. Он сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Творчество А. Н. Островского явилось принципиально новой ступенью в развитии русской драматургии, самобытной художественной системой.

Важно, что и сам А. Н.  Островский сознавал себя именно театральным деятелем, отчётливо понимая свою роль создателя национального театра.  Деловая и личная переписка драматурга, его дневники и «записки», с которыми он обращался в различные официальные  инстанции,  стремясь  повлиять  на постановку театрального дела в России, доказывают это.

Родился А. Н.  Островский в Москве, в Замоскворечье, в семье чиновника. Отец его благодаря своим способностям и трудолюбию преуспел по службе, и это дало ему право на потомственное дворянство. Финансовое состояние позволило дать детям неплохое домашнее образование, и после гимназии Александр без экзаменов был зачислен на юридический факультет Московского университета. Путь юриста для сына выбрал отец, но юноша мечтал о литературном поприще и ушёл с третьего курса.

По настоянию отца Александр поступает канцеляристом в Московский совестной (семейно-бытовой) суд, а через два года — в коммерческий. Из этого материала рождаются первые зарисовки Островского-писателя. Работа в суде дала ему огромный жизненный опыт, массу достоверного материала и сюжетных линий. А. Н. Островский хорошо знает эту среду патриархального купечества и черпает из неё материал для создания художественных образов. С несомненным сочувствием рисует он несложный каждодневный быт купеческого дома — нескончаемые чаепития, сватанья, тайные свидания влюблённых и т. д. Драматург широко раскрыл новый, до него никем не изображавшийся мир, представ пред русским читателем и зрителем «Колумбом Замоскворечья».

Н. А. Добролюбов, как и А. А. Григорьев, определял драмы и комедии Островского как «пьесы жизни». Сам А. Н. Островский наряду с традиционными обозначениями жанров своих пьес как «комедия» и «драма» давал указания на своеобразие их жанровой природы: «картины из московской жизни» или «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья». Эти подзаголовки означали, что предметом изображения является не история одного героя, а эпизод жизни целой социальной среды, которая определена исторически и территориально.

Отдельный интерес представляют исторические пьесы А. Н. Островского. Сам он в статье «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» писал: «Как  отказать   народу   в драматической и тем более в комической производительности, когда  на  каждом шагу мы видим опровержение этому и в сатирическом складе русского ума,  и  в богатом, метком языке; когда нет почти ни одного явления в  народной  жизни, которое не было бы схвачено народным  сознанием  и  очерчено  бойким,  живым словом; сословия, местности, народные типы — всё это ярко обозначено в языке и запечатлено навеки». К истории драматург обращается в сложное время 60-х гг. XIX в.: некоторые его пьесы запрещались к постановке, остальные ставились небрежно (умер друг А. Н. Островского — талантливый актёр А. Е. Мартынов). Историческая тема, сама по себе приобретшая особенную популярность в 60-е годы XIX века, в творчестве А. Н. Островского становится основной в пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева», «Комик XVII столетия». Героем исторических хроник Островского является народная масса, страдающая, ищущая правды, отстаивающая свои интересы, воюющая и бунтующая, жертвующая своим имуществом ради общих интересов. «Неустройство земли», раздоры и военные поражения, интриги властолюбивых авантюристов и бояр, злоупотребления подьячих и воевод — эти бедствия, как изображает драматург, прежде всего отражаются на судьбе народа. Создавая исторические хроники о «судьбах народных», А. Н. Островский ориентировался на традиции драматургии Шекспира, Шиллера, Пушкина.

Не оставлял А. Н.  Островский и своей общественной деятельности. Так, он принимал активное участие в организации «Литературного фонда» (1859).  Ближайшей целью фонда была помощь «осиротевшим семействам литераторов и учёных и самим литераторам и учёным, которые по преклонности лет или по каким-либо другим обстоятельствам находятся в невозможности содержать себя собственными трудами», кроме того, «способствовать изданию в свет полезных литературных трудов», а также доставлять нуждающимся «даровитым молодым людям способы к окончанию их образования и приготовления себя к лит-ой и учёной деятельности». В течение нескольких десятков лет «Литературный фонд» оказывал материальную помощь литературным и научным работникам, а также учащимся (деятельность «Литературного фонда» прекратилась в первые годы Октябрьской революции). Также А. Н. Островскому принадлежит заслуга организации «Артистического кружка» в Москве (1866) для исполнения новинок музыки, обсуждения произведений, материальной помощи актёрам и «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874).

В 1885 году А. Н.  Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища, но реализовать замыслы свои не успел. Имя А. Н. Островского символизирует вершину в развитии отечественной драматургии, а наследие его составило фундамент дальнейшего развития русского национального театра. Как заметил М. А. Кузмин к 100-летию со дня рождения выдающегося писателя: «Творчество Островского <…> велико, свежо и гибко, не связано ни с каким определённым временем и ни с какой теоретической тенденцией. <…> Дело ближайшего будущего разорвать внешнюю, хотя и традиционную, связь театра Островского с определённым театральным направлением и вернуть эту сокровищницу драматической поэзии в настоящую её область — область свободного, полного, многообразного театрального искусства, а не направления. Там место Островскому и его произведениям, только там обнаружат они свою неувядаемость и живучесть, сделавшись подлинно всенародными и всетеатральными».

Анна ТИМАКОВА, канд. филол. наук, завкафедрой «Литература и методика  преподавания литературы»,
«Университетская газета», № 3 (1785) от 6 апреля 2023 г.

На втором фото Полина Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза», Александрийский театр, 1870-е гг. За пьесу «Гроза» драматург был награждён Уваровской премией и избран членом-корреспондентом Российской академии наук.

На третьей и четвертой иллюстрациях: Уже в первые годы существования театрального кружка в Пензенском индустриальном институте (в 1944–1949 гг.) коллектив под руководством Бориса Иллюстрова представил публике три спектакля по А. Н. Островскому: «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Последняя жертва». На фото 1948 года Наталья Иллюстрова и Евгения Цельядт (Кручинина и Галчиха) в постановке «Без вины виноватые».
 

» Последнее в рубриках:
20.01.2025 17:41 Масштабный День российского студенчества пройдёт в ПГУ 24 января
20.01.2025 10:03 В Студенческом театре ПГУ «Кириллица» состоялась премьера спектакля «Марсианские хроники»
25.12.2024 10:41 «Пройти в финал — это уже победа»: студенты ПГУ поделились впечатлениями от участия в Национальной премии «Студент года»
24.12.2024 15:45 Эхом отзовётся: сегодня в ПГУ пройдёт гранд-финал вокального проекта «ЭХО»
23.12.2024 13:31 Декан ФВТ Людмила Фионова — участник заседания конкурсной комиссии Правительства Пензенской области
19.12.2024 08:49 Студентка ПГУ Екатерина Ушакова — призер Всероссийского фестиваля инклюзивной культуры и творчества
06.12.2024 18:45 Китайские студенты, вручившие приз ПГУ на кинофестивале «Мужская роль», поделились впечатлениями
04.12.2024 15:49 Студент ПГУ Ху Шэнцзе — лауреат IV Российско-Китайского студенческого фестиваля искусств
03.12.2024 09:38 ПГУ вошел в новый Междисциплинарный научный рейтинг ТНЕ 2025
02.12.2024 10:04 Театр ПГУ «Кириллица» победил на региональном этапе фестиваля «Театральное Приволжье»