Театр русской жизни: 200-летие Островского12.04.2023 18:10
Александру Николаевичу Островскому (1823–1886) обязан своим рождением русский национальный театр со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное — со своим репертуаром. История развития драматургии в России сопровождалась сложными процессами литературного совершенствования. В XVIII веке пьесы писали Д. И. Фонфизин, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, И. А. Крылов. Начало XIX века ознаменовано драматургическим творчеством А. А. Шаховского, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова. Новаторскими можно считать «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Однако это были единичные явления, основу репертуара русских театров первой половины XIX века составляли переводные пьесы и водевили-однодневки. К середине XIX века литература находилась в поиске своего драматического жанра. Осознавая это, А. Н. Островский поставил перед собой новаторскую задачу — создать репертуар для русского национального театра. И создал, написав около 50 пьес. Он сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Творчество А. Н. Островского явилось принципиально новой ступенью в развитии русской драматургии, самобытной художественной системой. Важно, что и сам А. Н. Островский сознавал себя именно театральным деятелем, отчётливо понимая свою роль создателя национального театра. Деловая и личная переписка драматурга, его дневники и «записки», с которыми он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на постановку театрального дела в России, доказывают это. Родился А. Н. Островский в Москве, в Замоскворечье, в семье чиновника. Отец его благодаря своим способностям и трудолюбию преуспел по службе, и это дало ему право на потомственное дворянство. Финансовое состояние позволило дать детям неплохое домашнее образование, и после гимназии Александр без экзаменов был зачислен на юридический факультет Московского университета. Путь юриста для сына выбрал отец, но юноша мечтал о литературном поприще и ушёл с третьего курса.
Н. А. Добролюбов, как и А. А. Григорьев, определял драмы и комедии Островского как «пьесы жизни». Сам А. Н. Островский наряду с традиционными обозначениями жанров своих пьес как «комедия» и «драма» давал указания на своеобразие их жанровой природы: «картины из московской жизни» или «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья». Эти подзаголовки означали, что предметом изображения является не история одного героя, а эпизод жизни целой социальной среды, которая определена исторически и территориально. Отдельный интерес представляют исторические пьесы А. Н. Островского. Сам он в статье «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» писал: «Как отказать народу в драматической и тем более в комической производительности, когда на каждом шагу мы видим опровержение этому и в сатирическом складе русского ума, и в богатом, метком языке; когда нет почти ни одного явления в народной жизни, которое не было бы схвачено народным сознанием и очерчено бойким, живым словом; сословия, местности, народные типы — всё это ярко обозначено в языке и запечатлено навеки». К истории драматург обращается в сложное время 60-х гг. XIX в.: некоторые его пьесы запрещались к постановке, остальные ставились небрежно (умер друг А. Н. Островского — талантливый актёр А. Е. Мартынов). Историческая тема, сама по себе приобретшая особенную популярность в 60-е годы XIX века, в творчестве А. Н. Островского становится основной в пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева», «Комик XVII столетия». Героем исторических хроник Островского является народная масса, страдающая, ищущая правды, отстаивающая свои интересы, воюющая и бунтующая, жертвующая своим имуществом ради общих интересов. «Неустройство земли», раздоры и военные поражения, интриги властолюбивых авантюристов и бояр, злоупотребления подьячих и воевод — эти бедствия, как изображает драматург, прежде всего отражаются на судьбе народа. Создавая исторические хроники о «судьбах народных», А. Н. Островский ориентировался на традиции драматургии Шекспира, Шиллера, Пушкина.
Анна ТИМАКОВА, канд. филол. наук, завкафедрой «Литература и методика преподавания литературы», На втором фото Полина Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза», Александрийский театр, 1870-е гг. За пьесу «Гроза» драматург был награждён Уваровской премией и избран членом-корреспондентом Российской академии наук. На третьей и четвертой иллюстрациях: Уже в первые годы существования театрального кружка в Пензенском индустриальном институте (в 1944–1949 гг.) коллектив под руководством Бориса Иллюстрова представил публике три спектакля по А. Н. Островскому: «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Последняя жертва». На фото 1948 года Наталья Иллюстрова и Евгения Цельядт (Кручинина и Галчиха) в постановке «Без вины виноватые». |