Тенденции: туристы выбирают особенный запоминающийся опыт
Доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Пензенского государственного университета Наталья Уткина приняла участие в IV научно-методической сессии Ассоциации туристских кафедр высших учебных заведений ПФО и поделилась своими выводами о развитии внутреннего туризма.
10 мая на базе Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова в онлайн-режиме состоялась IV научно-методическая сессия Ассоциации туристских кафедр высших учебных заведений Приволжского федерального округа. Активным членом Ассоциации является кафедра «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Института экономики и управления ПГУ.
Всего в работе сессии приняли участие представители 14 вузов из Уфы, Казани, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы, Перми, Йошкар-Олы, Самары, Ижевска. Кроме того, в мероприятии приняли участие приглашенные эксперты, руководители туристских кафедр Центрального федерального округа Андрей Данилов (заведующий кафедрой регионоведения и туризма Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, к. и. н., доцент, практикующий экскурсовод) и Роман Арсений (заведующий кафедрой туризма и гостиничного дела РМАТ, к. пед. н., эксперт по классификации гостиниц).
В этом году темой научно-методической сессии стали вопросы развития российского туризма в современных условиях. Участники онлайн-встречи обсудили проблемы влияния пандемии COVID-19 на рынок туризма, на отдельные сегменты индустрии туризма и гостеприимства, а также на туристское образование.
В рамках обсуждения с докладом «Нишевые виды туризма: потенциал развития в постковидный период» выступила канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Наталья Уткина. Она отметила, что под влиянием пандемии COVID-19 изменилась не только количественная, но и качественная структура спроса российских туристов. Наряду с увеличением самостоятельных туристов, наблюдается рост спроса на нишевые предложения с учетом интересов потребителя туристских услуг.
— Все большее количество потребителей туристских услуг во главу угла своих ожиданий от туристской поездки ставят получение особенного запоминающегося опыта, ярких впечатлений. Проактивные игроки рынка туризма, учитывая эту тенденцию, разрабатывают и предлагают специализированные, порой уникальные продукты. Это в свою очередь может стать основой для более активного развития немассовых форм и видов туризма, а также нестандартных направлений путешествий по России, например, в провинциальные города и регионы, где туризм не является основной специализацией, — сообщила Наталья Уткина.
В контексте своего выступления представитель ПГУ также рассказала об опыте кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» в реализации совместной с АНО «Квартал Луи» инициативы развития инклюзивного туризма в Пензенской области. Эта инициатива направлена на создание универсальных туристских продуктов, услуг и среды для людей с особыми потребностями в доступности, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие доступности.
Отдельной темой для дискуссии стал вопрос введения обязательной аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, которая предусмотрена Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Федеральный закон вступит в силу 1 июля 2022 года. Согласно позиции Ростуризма, принятие такого закона будет способствовать созданию прозрачного и контролируемого рынка оказания экскурсионных услуг, формированию позитивного имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.