Читательское детство
Сегодня, 27 мая, отмечается Общероссийский день библиотек. Вряд ли найдется хоть один человек, который не зачитывался в детстве приключениями Робинзона Крузо или не сопереживал Маленькому принцу. Кафедра «Литература и методика преподавания литературы» Пензенского государственного университета подходит к вопросу подбора книг для детей, подростков и юношества с профессиональной научной точки зрения. Что читают современные дети и подростки и как привить любовь к чтению — в актуальном интервью со старшим преподавателем, автором учебного курса «Детская литература» Ириной Сергеевной КЛЮЧАРЕВОЙ и доцентом, кандидатом педагогических наук Ларисой Петровной ПЕРЕПЕЛКИНОЙ.
— В период длительной самоизоляции чтение впервые за долгие годы заняло лидирующие позиции в совместном семейном времяпрепровождении. Особенно остро это коснулось семей с детьми. Насколько важное место чтение занимает в вопросе формирования личности ребенка?
Ирина Ключарева: Огромное! Без обращения к художественной словесности невозможно дать детям достойное воспитание и образование, подготовить к взрослой жизни. Это очень хорошо знал народ, придумавший так называемый материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; введя в детский обиход сказки, обрядовые и игровые песенки и приговоры, загадки и считалки. Литература пробуждает в ребенке чувство родной речи, поддерживает природную любознательность (а это залог успеха в учении), помогает лучше понять себя самого; учит выражать свои мысли и чувства; является важнейшим средством воспитания личностных качеств, исподволь влияя на систему ценностей читателя; формирует представление о прекрасном; развивает мышление.
Лариса Перепелкина: Детские книги — это не только формирование словарного запаса, это в первую очередь формирование и развитие воображения. Многие современные стихотворные сборники имеют эстетическую направленность, способны пробудить у юных читателей творческое воображение, вызвать интерес к искусству, потребность обращения к отечественным и мировым шедеврам. Например, заслуживают внимания книги А. Усачева «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым»; А. Усачева, Г. Дядиной, Е. Гозман «Прогулки по Эрмитажу» и другие.
— Насколько важно подобрать книгу соответственно возрасту?
И. К.: Каждому возрасту — своя книга. Чем младше читатель, тем крупнее шрифт и иллюстрации, а текст, наоборот, короче и проще в лексическом и синтаксическом плане, персонажей сравнительно немного и т. д. Дошкольник познает мир в игре и нуждается в постоянной поддержке веры в изначальную справедливость устройства жизни, поэтому ему ближе всего сказка со счастливым финалом. А подростку нужнее приключения всех видов, с активным героем, на которого он мог бы равняться. Здесь, что называется, упустишь — не воротишь…
Л. П.: В каждом возрасте своя мотивация к чтению. И ее важно учитывать. Вместе со студентами группы 16ИПД1 Ириной Зименковой и Натальей Малышевой в рамках подготовки к «Буслаевским чтениям» мы провели исследование в форме анкетирования «Читательская активность младших подростков», направленное на выявление интереса к чтению. На вопрос «Нравится ли тебе читать книги и почему?» 70 % подростков ответили, что им нравится читать, потому что: «читая книги, расширяется словарный запас и появляются новые знания», «книги развивают воображение», «в них идет речь об интересных событиях и забавных историях», «чтение книг помогает хорошо провести свое свободное время» и т. п. 6 % учащихся заменяют чтение прослушиваем аудиокниг. К сожалению, 24 % школьников ответили, что они не увлекаются чтением. Среди причин, объясняющих нежелание читать, были названы такие: «много других занятий», «книги — это прошлое, в наше время информацию можно получить современными способами», «больше люблю смотреть телевизор», «компьютер интереснее чтения», «читать скучно» и т. п. Если грамотно учитывать эти мотивы и причины, можно выстроить правильный «график» знакомства с книгами.
— Но бывает так, что книги не предназначены детям изначально…
И. К.: Многие книги, не адресованные изначально детям, тем не менее давно «прописались» в их списках произведений для чтения. А. С. Пушкин, например, для детей не писал, но представить детство без пушкинских сказок, стихов, повестей — без Руслана и Людмилы, дядьки Черномора, Мертвой Царевны или пейзажей из романа «Евгений Онегин» и т. п. — было невозможно уже в позапрошлом веке. Подобное произошло и со многими другими произведениями, как правило, признанными впоследствии классическими, и русских, и зарубежных писателей. Они интересны и детям, и взрослым, каждый найдет в них свое. Но ведь была и есть также литература, требующая закаленной психики, философской и филологической подготовленности, а главное — морально-нравственной устойчивости. Исследователи этого вопроса сходятся на том, что приобщение к миру художественной литературы должно идти неуклонно, но постепенно, наподобие того, как эмбрион неизбежно проходит основные стадии развития живого организма от клетки до человека: от сначала родного, затем и зарубежного фольклора и близких жанрам устного народного творчества авторских произведений — к детской книге о сверстнике и мире, его окружающем, и признанной кругом детского чтения классике.
Л. П.: Однако не всегда «взрослые» книги должны входить в круг чтения детей и младших подростков, потому что в силу своего литературного развития в этот период юные читатели способны заинтересоваться сюжетом произведения, но не могут в полной мере осмыслить идейно-художественное достоинство произведения. Говоря о «недетской» литературе в круге чтения младших подростков, приведу некоторые факты нашего исследования. Шестиклассники (!) среди понравившихся часто называют книги А. С. Пушкина «Пиковая дама», «Евгений Онегин», И. С. Тургенева «Отцы и дети», М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. Громова «Билет в один конец», Д. Глуховского «Метро 2035» и др. И этому есть ряд объяснений: нежелание подстраиваться под читательские вкусы сверстников; стремление родителей повысить читательский уровень детей; влияние СМИ, телепрограмм, упоминание в речи знаменитых актеров, телеведущих, представителей шоу-бизнеса произведений художественной литературы или цитат из них и др.
— Как вообще сформировать любовь ребенка или подростка к чтению?
И. К.: Если ребенка приневолят читать то, что ему в силу возраста не подходит, то он в лучшем случае потеряет доверие к руководителям чтения и будет выбирать книгу наудачу или ориентируясь на рекомендации приятелей, а в худшем — это навсегда отвратит его от чтения художественной литературы, от доверия к книге вообще, и тогда все возможности формирования личности посредством освоения детской литературы и, шире, литературы как таковой будут сведены к нулю.
Универсальных рецептов здесь нет. Наиболее эффективно семейное чтение с обсуждением, тогда ребенок вовлекается в процесс осмысления художественного произведения. Малыша можно заинтересовать иллюстрациями, подростка — рассказом из жизни писателя или его творчества, сопоставлением с киноверсией или театральной интерпретацией литературного произведения.
В автобиографической повести о детстве в блокадном Ленинграде Элла Фонякова вспоминает, как ее, первоклашку, мама регулярно, в определенные часы (если только не было обстрела), заставляла читать, вырабатывая и навыки чтения, и потребность в общении с книгой; только когда девочка научилась читать бегло, предложила не что-нибудь, а переработанный для детей вариант «Робинзона Крузо» — и уговаривать «читать от сих до сих» уже не пришлось. Книги стали для юной блокадницы настоящим окном в большой мир, напоминанием о норме жизни.
— Поделитесь своим опытом.
И. К.: Когда проходила вожатскую практику в детском оздоровительном лагере, пришлось почти всю смену управляться без воспитателя с отрядом из без малого 30 подростков от шести до десяти лет. Чтобы настроить ребятню на тихий лад, придумала каждый вечер читать вслух и обсуждать тут же детский детектив «Приключения Калле Блюмквиста» Астрид Линдгрен. Скоро обнаружилось, что далеко не все согласны ждать продолжения целые сутки. Так и повелось: до обеда давала книгу желавшим читать вслух без меня, а вечером они пересказывали прочитанное, и мы двигались дальше. Вторую повесть из той же серии приключений дочитать не успели, но многие мне написали, что дочитали самостоятельно.
— Сейчас, наверное, такую схему представить сложно. Все меняется, развивается, и детская литература в том числе. Каковы основные тенденции?
Л. П.: Особенность современной литературы — ее живой отклик на происходящие в обществе перемены, отражение потребностей и чаяний общества. Отечественные и зарубежные писатели (Д. Сабитова, М. Аромштам, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Е. Габова, Е. Мурашова, У. Старк, Р. Буйе, Р. Кормье и др.) говорят с юными читателями о важных проблемах современности: катастрофах, трагедии семейных отношений, адаптации детей с ограниченными возможностями, распространении и употреблении наркотиков, сложных отношениях со сверстниками и учителями и др.
Одной из тенденций развития современной детско-подростковой литературы является трансформация жанров. В книгах для детей и подростков мы встречаем и фантастику, и фэнтези, и ужастики, и детективы, и приключения, и любовные романы, и даже «производственные романы» (К. Молдавская), трансформировавшиеся в школьную повесть. Все детские жанры отличаются от соответствующих взрослых тем, что автор оперирует образами и понятиями, которые доступны только читателю-ребенку или подростку.
Вторая тенденция развития современной литературы для детей и подростков — это изменение типа героя. Несмотря на то что действие современных произведений происходит во взрослом мире, главными героями по-прежнему остаются обыкновенные дети, однако роль их в произведении коренным образом меняется. Большой популярностью среди читателей стали пользоваться фантастические существа или романтические герои, такие как Гарри Поттер, способные противостоять козням своих противников, умеющие различать добро и зло, ценить дружбу, любовь близких. Это одна из причин усиления внимания читателей-школьников к развлекательной литературе.
Третья тенденция современной литературы для детей и подростков — языковые изменения в произведении: мы наблюдаем «размывание границ» между литературным и разговорным языком. В большинстве случаев эти изменения касаются лексики: в художественное произведение включаются не только новые понятия реальности, но и слова, присущие детской субкультуре и характеризующие ее, слова низкого стиля, синтаксические конструкции, свойственные разговорной речи. Язык многих детско-подростковых книг приближен к языку взрослого человека. С одной стороны, это показатель проявления тех или иных общественных процессов, с другой — таким образом автор концентрирует внимание на изменении сознания читателя-ребенка или подростка.
— Что вы читали в детстве и, возможно, до сих пор обращаетесь к этим книгам?
И. К.: Одной самой любимой книги детства, наверное, не назову. Детство — оно ведь длинное, в целую жизнь. Было увлечение одной книгой, потом — другой, каждая свою струну в душе тронула: сначала «Маугли», потом «Книга джунглей» Р. Киплинга, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, книги Э. Сеттона-Томпсона, «Девочка и птицелет» В. Киселева и «Корабли Санди» Мухиной-Петринской…
Л. П.: Мое читательское детство было активным и разнообразным. Все книги А. Волкова, входящие в цикл «Изумрудный город», «Денискины рассказы» В. Драгунского и произведения Н. Носова «не отпускали» меня в начальной школе. Дебютной книгой, которую я выбрала в библиотеке самостоятельно, была повесть В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». События, происходящие с главным героем и его одноклассниками, настолько «погрузили» меня в процесс чтения, что за первой частью последовала вторая, затем — третья. Потом в круг моего чтения вошли книги А. Гайдара (больше других нравилась повесть «На графских развалинах»), очень любила читать фантастику Беляева (особый интерес вызвал роман «Голова профессора Доуэля»), пыталась вместе с сыщиком вычислить преступника, разгадать тайну пляшущих человечков или голубого карбункула, читая детективы А. Конан Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе». Когда стала старше, заинтересовалась романом В. Каверина «Два капитана»: благородство, дружба, любовь, предательство, коварство, тайна… — все это привлекает подростков, и я не была здесь исключением. Особое впечатление на меня как на читателя произвели книги А. Рыбакова: трилогия о Кроше («Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат»), «Кортик», «Бронзовая птица», чтение которой меня так увлекло, что я отказывалась от прогулок по Черному морю в Крыму. И, конечно, в любой период своей читательской биографии я никогда не отказывалась от классики!
Беседовала Кристина Злыднева, инфографика Алексея Фомина
ОПРОС
ВАША ЛЮБИМАЯ КНИГА ДЕТСТВА?
Олег ЯГОВ, заместитель председателя правительства Пензенской области, профессор ИФФ ПГУ:
— Я очень много читал в детстве, взахлеб. Все, что можно. Все подряд. Приходил в библиотеку и как-то по наитию выбирал. Самое большое впечатление в детстве на меня произвела книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Я прочитал ее за одну ночь с фонариком, не мог от нее оторваться. Конечно, среди ярких детских впечатлений — серия книг «Волшебник Изумрудного города» Волкова. А еще помню, в 3-м классе я попросил во взрослой библиотеке роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Там мне предложили еще подрасти, но я был уверен, что уже готов для этой книги. Мне выдали ее почитать, но были правы, что мне было рановато.
Сергей ЗИНОВЬЕВ, выпускник ПГУ, председатель Союза молодежи Пензенской области:
— В детстве мне очень нравились произведения детского писателя-фантаста Кира Булычева из цикла «Приключения Алисы» про маленькую девочку из будущего. Несмотря на то что книги написаны еще в 70-х годах XX века, а временное расстояние от сегодняшнего дня до описываемых событий все короче, эти книги актуальны до сих пор, так как Алисой движут прекрасные стремления справедливости и добра. Эта книга очень часто меня выручала. Однажды мои родители собрались поехать в лес за грибами, а меня решили с собой не брать, сказав, что я еще маленький. На что я ответил: «Алису отец на Луну с собой брал, а вы в лес меня не берете». После чего я первый раз в жизни поехал за грибами. Вообще, чтение книг — это не только интересное времяпрепровождение, но и вклад в свое личностное развитие. Ведь то, что в детстве кажется просто интересной историей, превращается в житейскую мудрость, когда становишься взрослым.
Мария КОМАРОВА, заместитель председателя профкома обучающихся ПГУ:
— «Книга джунглей» Редьярда Киплинга. Когда я была маленькой, родители каждый день знакомили меня с увлекательными сказочными произведениями, историями, стихотворениями. Но больше всего я любила «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга, которую мне часто читала перед сном бабушка. Утром я представляла, что я — Маугли, а наш черный кот — Багира. Меня покорил образ ребенка, который не просто сумел выжить в дикой природе, но и стал вожаком волков и царем джунглей. Любовь и преданность, дружеские отношения и уважение законов позволили ему понять весь смысл жизни в джунглях. Сказка учит всегда оставаться честным, верным и порядочным в любой ситуации. Учит уважать своих родных, близких и окружающих, а также тех, кто тебя вырастил и воспитал. Ведь именно благодаря им каждый из нас стал таким, каков он есть. Эта история о победе добра над злом стала для меня путеводной звездой. В трудные жизненные периоды я достаю потрепанной томик «Книги джунглей» и с удовольствием его перечитываю. Это напоминает мне, что всегда нужно оставаться человеком с добрым сердцем, ясным рассудком, не изменять принципам и быть преданным своим близким.
Кристина ЗЛЫДНЕВА, методист Центра культуры ПГУ:
— В детстве я очень много читала. И это занятие мне никогда не наскучивало. Наверное, потому, что все в доме читали. И это было таким простым и естественным явлением, что я не могла подумать, что бывает по-другому. Никто никогда не заставлял меня читать, за исключением одного раза. Моя мама любила роман Вальтера Скотта «Айвенго» и хотела, чтобы я его обязательно прочитала. Ну а я не любила, когда мне что-то навязывали. Стоит ли говорить, что этот роман я так никогда и не взяла в руки, даже в институте, когда проходила его в курсе зарубежной литературы. Если говорить о любимых книгах детства, то каждое мое лето начиналось с прочтения двух книг. Это приключенческий роман Марка Твена «Принц и нищий» и сказочная история норвежской писательницы Анны-Катарины Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». Последнее произведение до сих пор иногда перечитываю. Книга была написана в 1953 году и состоит из коротких рассказов о большой норвежской семье. В книге все имена детей начинаются на букву М, членом семьи считается небольшой грузовичок, а соседи оказываются милыми и приветливыми, когда поближе с ними познакомишься. Книга выросла из цикла коротеньких рассказов, которые мадам Вестли читала на радио в программе для детей. Возможно, именно поэтому она читается так легко. К слову, собственный экземпляр этой книги появился у меня только на третьем курсе института. Мне его подарила одногруппница, когда речь зашла о любимых произведениях в преддверии Международного дня детской книги.
Материал опубликован в «Университетской газете», № 3-4 (1758–1759) от 7 мая 2020