В. В. Константинов: занятие наукой — это вызов
Всеволод Константинов семь лет возглавляет кафедру «Общая психология» Пензенского государственного университета. В 2018 году защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация мигрантов в принимающем поликультурном обществе». По итогам 2019 года он признан «Ученым года Пензенской области» в сфере гуманитарных и общественных наук
— Всеволод Валентинович, какими вам запомнились студенческие годы на факультете психологии Пензенского педуниверситета?
— Реальность была другой. Уже трудно представить, что мы обходились без электронных устройств. Компьютер у меня появился только на 5-м курсе. Зато мы больше общались и были сильнее интегрированы в социальную реальность и социальные практики. Я активно проявлял себя в творческой самодеятельности, в КВНе, в студвеснах.
А что касается первых серьезных шагов в науке, то вспоминается 1998 год. Мы с сокурсницей Вероникой Котовой и с научным руководителем Леонидом Михайловичем Дубовым отправились в Москву, на Всероссийскую научно-практическую конференцию, которая проводилась под эгидой Министерства труда и социального развития РФ. Тогда я заинтересовался проблемой этнической и социальной идентификации.
— Как складывалось научное мировоззрение?
— Для меня магистральная тема — адаптация, взаимодействие субъекта и среды, их взаимовлияние, взаимопроникновение. Это огромная, бесконечная тема.
В 1990-е страна столкнулась с мощным наплывом мигрантов, а точнее, соотечественников (в основном из среднеазиатских государств: Казахстана, Узбекистана; меньше поток был из Закавказья, Прибалтики). По сути, это была репатриация, возвращение на историческую родину. Причем на 85–90% — этнически именно русская волна миграции. Изучение этих людей мне показалось интересным.
Мой товарищ — Юрий Панков — приехал из Казахстана. И я удивлялся, насколько он, такой же русский парень, как и мы, при этом был «другим»: скажем, с большим уважением относится к старшим, более толерантен, сдержан в использовании агрессивной лексики. В этом было большое поле для исследований.
После окончания Пединститута я поступил сюда же в аспирантуру. Я уже знал, чем я буду заниматься — проблемой адаптации мигрантов в условиях, когда они живут диффузно, дисперсно, активно контактируют с коренным, принимающим населением и, другой вариант, — когда мигранты живут компактно.
В Старой Каменке миграционной службой был построен многоквартирный дом для мигрантов. И у меня была удивительная возможность проводить там исследования! Одна из моих наставников в науке и в жизни профессор Валентина Васильевна Гриценко очень точно передала психологическую суть проблемы, сказав: «Свои среди чужих, чужие среди своих». Культурные, этнические, гражданские, социальные, конфессиональные особенности мигрантов становились основой для складывающегося взаимодействия между представителями различных общностей, иногда очень острого, конфликтного.
В 2004 году я защитил в Самаре кандидатскую диссертацию. Вскоре после защиты получил предложение стать заместителем декана факультета психологии ПГПУ по учебной работе, в этой должности проработал пять лет.
— Кто сильнее всего повлиял на вас?
— Нужно отметить моих наставников. Научные руководители, курировавшие мою кандидатскую диссертацию, — Леонид Михайлович Дубовый (создатель проекта подготовки психологов образования в нашем регионе) и Гарник Владимирович Акопов (с 1994 года — завкафедрой общей и социальной психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, также в 1995–2013 годах — декан факультета психологии).
Мой главный научный наставник по жизни профессор Раиль Мунирович Шамионов для меня олицетворение баланса административной деятельности и реализации исследовательского таланта. Восхищаюсь, насколько продуктивно и гармонично у него получается совмещать эти направления:
руководить факультетом и кафедрой в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского, курировать аспирантов и докторантов, заниматься фундаментальной наукой. Для меня это человек, которого я уважаю и дружбой с которым дорожу!
Ученый с уникальным бэкграундом в кросс-культурной психологии — профессор Московского государственного университета Галина Уртанбековна Солдатова. Центр «Гратис», который она курировала, был лидером в практико-ориентированном изучении межэтнических процессов. Она серьезно повлияла на очерчивание круга моих научных интересов. Еще один замечательный человек, сильно повлиявший на мое мировоззрение, — профессор ВШЭ Надежда Михайловна Лебедева, руководитель Центра социокультурных исследований ВШЭ.
— Насколько тесно наука переплетается с общественными трендами?
— Например, в Европе психология больше реагирует на вызовы социальной реальности. В силу миграционного коллапса, свидетелями которого мы являемся на протяжении последних 10 лет, количество публикаций и эмпирических данных в этой научной области выросло реально в разы. От этой проблемы нельзя отмахнуться.
На поверхности этого вопроса — мигрантофобия, когда люди выражают опасения по поводу потока мигрантов. Но по факту суть можно описать поговоркой: рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Человек имеет право на счастье, имеет право улучшать условия своей жизни. Называть беженцев, убежавших со своей земли от войны, спасая себя и своих детей, преступниками некорректно. Вместе с тем культурный, ценностный разрыв может быть очень большим — тогда неизбежны конфликтные противостояния.
Еще одна реальность — трагическая: проблема депопуляции. Регионы России, где численность населения растет, можно пересчитать по пальцам. И миграция может сыграть положительную роль в этой ситуации.
— Какова роль ученых-психологов в изменении окружающего мира?
— Ученые формируют определенное видение, установки. Они занимают позицию, основанную не на эмоциях, а на результатах исследовательской деятельности. Из серьезного научного знания можно черпать аргументы, транслировать идеи в массовое сознание.
Отмечу проведение семинаров и круглых столов в университете с приглашением представителей общества, власти, духовенства, этнических диаспор. Модель, которую наша кафедра реализует несколько последних лет. В рамках таких дискуссионных площадок мы даем шанс разным людям услышать друг друга и узнать о наших научных идеях. Я искренне рад, что мы нащупали подходящий формат взаимодействия. И получаем столь важную обратную связь.
— В начале этого года проект, в котором вы выступаете руководителем коллектива, — «Социально-психологическая адаптация трудовых мигрантов в России: условия, факторы и механизмы» (рассчитанный на три года) — был поддержан грантом РФФИ. Расскажите о нем.
— Это для нас действительно амбициозный проект. И нам очень важен факт признания качества заявки. Территориально мы запускаем его в трех регионах: Свердловская область (Екатеринбург), Республика Мордовия (Саранск) и Пензенская область. Задействованы коллеги Евгения Кирдяшова (МГУ им. Н. П. Огарева) и Елена Бедрина (УрФУ им. Б. Н. Ельцина). Наша цель — проанализировать условия, факторы и механизмы адаптации трудовых мигрантов в принимающем поликультурном обществе трех перечисленных регионов. Исследования должны учесть условия цифровой экономики и повышения пенсионного возраста. В целом же проект — это еще и своеобразный вызов и мотивация, так как мы обязаны опубликовать статьи в базах Web of Science и Scopus.
— Сложно ли совмещать работу заведующего кафедрой и научную работу?
— Не могу сказать, что это трудный вопрос для меня. Могу сказать точно, что исследовательского процесса сейчас у меня больше, чем всего остального. Сгинуть в административной рутине мне не дают те же самые студенты и аспиранты. Постоянно нахожусь в сфере научной деятельности. Получаю статьи на рецензию, что-то свежее хочется прочитать. Рецензируя, обнаруживаю другие интересные публикации. Активному, «включенному» состоянию способствуют и современные
информационные технологии. Да и когда ты лично знаешь самых ярких представителей кросс-культурной и этнической психологии, то не можешь быть в стороне от общего проблемного поля.
Большое удовольствие заниматься теоретическим анализом или исследованием эмпирических данных. Но не менее ценное удовольствие — пообщаться со студентами. Потому что порой на лекции можно получить удивительную по отклику обратную связь от ребят, вопросы, которые мотивируют твою рефлексию. Это классно! Не завидую тем, кто занят исключительно исследованиями и лишен работы с молодежью. Нам важно создать условия для того, чтобы студенты реализовались, раскрылись и, может быть, заинтересовались наукой.
— Каким вы видите будущее вашей научно-педагогической школы?
— В современных условиях занятие наукой — это вызов. Я отдаю себе отчет, что развитие научной школы — наша общая ответственность: мои 100 процентов ответственности и 100 процентов ответственности аспирантов кафедры. Если каждый вкладывается и работает на результат — естественно, он будет. Вопрос в том, с какими барьерами ученому-соискателю придется столкнуться, на какие вызовы ему отвечать. Но это уже частные случаи.
Мне посчастливилось «притянуть» таких аспирантов, которые оправдали мои ожидания. Они обладают очень мощным научным потенциалом. Не все из них занимаются темами мигрантов или адаптации. Первая аспирантка — Ольга Анисимова — в 2010 году защитила диссертацию на тему «Социально-психологический фактор отказа от политического выбора». На пике актуальности — откуда возникает политическая апатия! Близкая по духу работа в 2013 году была у Елены Богатовой — изучение психологических ресурсов, позволяющих человеку противостоять информационному воздействию, в том числе политическим манипуляциям. Попав в нерв интереса, эти исследования на самом деле прозвучали.
Диссертация Романа Осина посвящена изучению образа мигрантов в массовом сознании: какие внутренние характеристики человека определяют его отношение к представлению о мигрантах в СМИ. С Мариной Бабаевой с успехом и резонансом изучали психологические механизмы в работе диаспор. В частности, она замкнула большой проблемный блок, связанный с взаимодействиями внутри армянской диаспоры. Получились интересные результаты. А Наталья Мали несколько лет назад блестяще защитила работу тоже, как говорится, на злобу дня, исследовав адаптацию детей украинских беженцев, приехавших в Россию в 2014–2015 годах, анализируя то, как они вписываются в нашу общеобразовательную школу. Глубокая работа.
Могу смело сказать, что на кафедре работают два-три потенциальных доктора наук.
Беседовал Максим Битков
На фото: На V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования массового сознания» в ПГУ, организованной в 2019 году при поддержке РФФИ
Оригинал: «Университетская газета» № 1 (1756) от 6 февраля 2020 г.
Дата обновления: 12.02.2020 17:14