Подготовка виртуальная — спасение реальное
Студент Пензенского госуниверситета Кирилл Балаев выиграл грант в размере 500 тысяч рублей по программе «УМНИК-VR» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика РФ». Проект, представленный им, называется «Разработка приложения под шлем виртуальной реальности для обучения людей основам выживания и ориентирования на местности».
— Чему посвящен проект и в чем его суть?
— Проект будет представлять собой набор обучающих приложений большой виртуальной реальности по обучению выживанию на дикой местности. Идея проекта возникла после прочтения одной научной статьи, где говорилось, что студентам, обучающимся на военных кафедрах, необходимо преподавать науку выживания в экстремальных условиях, что это важно для них по долгу службы. Актуальность этого проекта связана также с большим количеством людей, пропадающих в лесах. Я надеюсь, что проект получит известность и будет доступен, в том числе и в программе школьного курса. Тогда школьники смогут обучаться необходимым навыкам подачи сигналов, разведения огня в лесу, нахождения воды. Надеюсь на помощь и консультации со стороны волонтеров движения «Лиза Алерт» — они часто занимаются поиском пропавших в лесах, являются компетентными в этих вопросах и могут подсказать, как людям в случае нештатной ситуации необходимо подавать знаки и общаться со спасателями. Я сам пока не участвовал в поисках, но мой коллега — опытный волонтер, он дает мне ценные советы.
— Как давно ты работаешь над этой темой?
— Прототип этого проекта, который позволял делать саму «механику», то есть обучающие программы по разведению костра, подачи сигналов, был заложен мной во время работы над выпускной квалификационной работой в качестве бакалавра в 2018/2019 учебном году. После этого начались методические наработки по созданию полноценного набора для обучения выживанию, а не самих механических действий.
Сейчас благодаря полученному финансированию будет проводиться большая методологическая работа по исследованию наиболее оптимальных способов обучения, определению ключевых навыков: как их лучше всего преподнести людям, чтобы они быстрее запомнили. То есть сейчас в основном будет вестись именно научная работа. В идеале, помимо уже названных волонтеров отряда «Лиза Алерт», мне хотелось бы привлечь для совместной работы авторов курсов и книг по выживанию, чтобы отразить в проекте наиболее важные и критичные моменты.
— Изучал ли ты аналогичные проекты, если такие есть?
— Наиболее близким известным мне аналогом служит, пожалуй, один курс пожарной безопасности на платформе LikeVR. Это также интерактивная система виртуальной реальности, которая позволяет обучить людей действиям при пожаре, эвакуации, показывает правильный порядок действий. Что касается курса выживания в виртуальной реальности, то такого я не встречал. Есть онлайн-курсы, очные курсы, когда люди выезжают в лес. Это, на мой взгляд, по понятным причинам не столь эффективно: не у каждого есть время, чтобы все выходные провести в лесу, учась разводить костер. Онлайн-курс или книга могут быть полезны, я этого не отрицаю, но мне кажется, что виртуальная реальность за счет своей интерактивности позволит глубже изучить этот вопрос и, по сути, отработать моторные навыки, не выходя из дома.
— Когда работа над проектом будет завершена?
— Это неоднозначный вопрос. Есть сама программа «УМНИК», которая предполагает, что в течение двух лет основные работы по проекту будут завершены. Но тут возникает второй вопрос: что считать оконченным проектом. С моей точки зрения, минимальным итогом будет являться программа, которая будет работать под одним конкретным шлемом виртуальной реальности под один конкретный тип местности. Эта программа позволит обучать людей, как выживать в средней полосе России в сосновом лесу, к примеру. Причем конструироваться она будет только на ключевых навыках: как подать сигнал, как сохранить тепло и не получить обморожения и как найти воду. Наиболее полная версия может включать в себя различные ареалы: от тайги до южных степей. Момент с животными тоже еще не прорабатывался: безопасность поведения и как избежать их внимания. Поэтому разработка может стать продолжительной.
— Видишь ли ты в проекте коммерческое будущее?
— В первую очередь он задумывался как популяризация самой виртуальной реальности и ее технических возможностей. Сам проект, как мне кажется, с моей стороны не является сугубо коммерческим. Это все-таки не какой-то профессиональный тренинг, а скорее попытка помочь людям. Но тем не менее коммерциализация этого проекта возможна при условии закупок программного обеспечения различными организациями, к примеру школами, университетами. Также изначально рассматривалась возможность продажи его в частном порядке. Но точного ответа, будет ли программа распространяться полностью безвозмездно или на коммерческой основе, пока нет.
— Твое мнение, насколько сейчас в моде тема научных проектов и занятий наукой у молодежи?
— Отвечу с двух позиций. Что касается науки, то не думаю, что среди моих однокурсников, одногруппников и молодых людей вообще много тех, кто ей занимается. Они, безусловно, есть, но все-таки это многим кажется такой загадочной областью, к которой они не могут приобщиться, не чем-то полезным и практически применимым, что они могут делать здесь и сейчас. В понимании многих занимающийся наукой — это некий абстрактный математик, который сидит в кабинете и пишет формулу за формулой, а не какое-то исследование, как эффективнее производить, к примеру, выплавку металла в печи. Но при этом большая часть моих одногруппников занимается какими-то своими проектами, которые, возможно, несут в том числе и научную пользу. Они делают то, что ранее не было сделано, и расширяют тем самым научные познания.
— Ты в этом году становился призером конкурса «Я — профессионал» по большим данным. Но это несколько другая область?
— С одной стороны, да. Но тут все связано с тем, что часто не разделяют понятия VR и AR. Я интересуюсь как виртуальной, так и дополненной реальностью. А дополненная реальность часто подразумевает тесную работу с нейронными сетями, это позволяет классифицировать объекты реального мира. Достижения нейронных сетей часто используются и в виртуальной реальности. К примеру, недавно компания «Окус» продемонстрировала свой новый продукт — научную виртуальную реальность, которая позволяет с помощью встроенных камер отслеживать движения рук. То есть без контроллеров — отслеживание происходит напрямую, также с помощью нейронных сетей. Так что все новые разработки в этих областях взаимосвязаны для их большей эффективности.
— Что тебя вдохновляло на этапе идеи проекта? К примеру, есть много фильмов, где герой попадает в тяжелые условия, есть книги.
— Я, как и многие в детстве, конечно, зачитывался «Робинзоном Крузо». Сама эта тема мне близка. Литературу, интернет-ресурсы по этой теме часто изучал.
— Ты себя видишь в дальнейшем, после окончания вуза, в науке?
— Да. Я, по крайней мере сейчас, пытаюсь заниматься наукой в плане развития VR-технологий «более железных» — улучшенных контроллеров и методов трекинга в виртуальной реальности.
Беседовали Максим Битков и Наталья Толкачева
«Университетская газета», № 9 (1755) от 12 декабря 2019 г.
Дата обновления: 07.02.2020 13:40