Научный марафон

Победителем в номинации «Молодой кандидат наук Пензенской области» стал доцент кафедры «Математика и суперкомпьютерное моделирование» Евгений Смолькин

— Сколько лет ты занимаешься серьезной наукой?

— Отсчет моей научной работы я бы вел с 2012 года, когда поехал на свою первую международную научную конференцию MMET 2012 в Харьков выступать с докладом на английском языке. Тогда я учился на втором курсе аспирантуры, занимался вопросами электродинамики. Помню, что очень волновался, долго готовился, несколько ночей подряд отчитывал английский текст. Моей подготовкой занимался коллега по кафедре Дмитрий Валовик. После выступления мне задали пару вопросов, я ничего не понял, но, наверное, больше от волнения. Потом мне повторили вопросы уже на русском, я взял себя в руки и ответил. Сейчас я понимаю, как в тот момент волновался Дмитрий

Викторович. Этим летом мы с моими аспирантами едем на конференцию URSI GASS (Генеральная Ассамблея и Научный симпозиум Международного союза радионауки) в Рим, где доклады будут делать они, а не я. И это вдвойне волнительно.

— Насколько сложным был твой путь в большую науку? Когда ты понял, что научное сообщество тебя принимает как равного?

— Чтобы выступать на конференциях наравне с большими учеными или участвовать в научных конкурсах, нужно набрать определенный научный вес: иметь публикации в журналах Scopus, Web of Science, иметь высокий уровень цитирования ХИРШ и так далее. Когда ты находишься в начале научного пути, ты всего этого не имеешь и очень активно нарабатываешь. Кроме того, в этот период ты полностью поглощен наукой ради написания кандидатской диссертации. И вот когда ты выходишь на защиту, имея публикации, опыт научных докладов, получая заветный диплом, ты начинаешь заниматься наукой ради науки, обрастаешь научными связями, действуешь иначе. В этот момент, наверное, я почувствовал, что я ученый.

— Какова тема твоего исследования?

— Основная тематика была определена моим наставником Дмитрием Валовиком. Мы изучали нелинейные краевые задачи на собственные значения. Если говорить об области физики, которую эти задачи описывают, то это распространение волн в нелинейных средах. Линейные волноводы — это классическая история, с ними все понятно, но как только среда становится нелинейной, возникает ряд интересных эффектов. Есть материалы, из которых изготавливают волноводы, с дефектами, а есть такие, которые по природе своей нелинейны, неоднородны, в них волна распространяется иначе. Необходимо выполнить сложные математические расчеты, чтобы определить поведение волн в такой среде. Этими задачами я и занимался при подготовке кандидатской диссертации. Сейчас я занимаюсь математическими исследованиями, основанными на теории операторных пучков, которой занимался мой научный руководитель профессор Юрий Геннадьевич Смирнов, применимо к теории электродинамики.

— Первое образование ты получил в педагогическом институте?

— Да, я в 2005 году поступил на физико-математический факультет, потому что в школе очень любил математику. На первом курсе был готов к тому, чтобы по окончании работать учителем в школе. В процессе обучения понял, что мне интересен узкий круг задач и в институте я получил весь возможный максимум. На третьем курсе я решил связать жизнь с наукой, но аспирантуры по математике в педагогическом университете не было. Я пошел в ПГУ на кафедру «Математика и суперкомпьютерное моделирование» к Юрию Геннадьевичу Смирнову, который позволил мне иногда приходить на лекции, семинары. Так я начал учиться по большому счету сразу в двух вузах. По окончании Педагогического университета с красным дипломом я на общих основаниях поступал в аспирантуру к профессору Смирнову. Я не причисляю себя ни к инженерам, ни к технарям. Я математик.

— Такая любовь к математике из детства?

— Мне очень повезло с учителем математики в школе, как и с учителем английского, как и с учителем русского языка и литературы. Мне в принципе повезло со школьными учителями. Я учился в школе №2 поселка Лунино, в обычном классе. Учителя давали нам интересные задачи. Пробуждали исследовательский интерес. Знаний, полученных в школе, мне хватило, чтобы успешно сдать экзамены. К слову, по окончании вуза я пять лет и сам работал учителем алгебры в школе. Со многими учениками сложилась дружба, один из них сейчас является моим студентом.

— А семейное влияние?

— Семья никак не влияла на мой выбор и увлечения, родители были далеки от занятий наукой. Это был мой осознанный выбор. Сегодня мама определенно гордится мной. Я хорошо учился в школе, окончил ее с золотой медалью, но тогда никто не думал, что однажды я буду делать доклады на международных конференциях, мои публикации будут высоко оценены в научном сообществе.

— Когда ты поступил в университет, чувствовалась разница в подготовке по сравнению с городскими ребятами?

— Поначалу да. Многие одногруппники были из физико-математических классов. Но постепенно эта разница стала нивелироваться. Можно иметь общий старт, но по ходу дистанции прикладывать разные усилия. Мне была интересна учеба. Я много времени проводил в библиотеках. Все время что-то читал, что-то учил.

— Как показывает твоя биография, одних занятий математикой и физикой мало, чтобы заявить о себе в мировом научном сообществе. Необходимо знание языка. Ты свободно говоришь по-английски. Приходилось специально изучать?

— Я учу английский с первого класса. У меня сформировалась хорошая база, подхваченная в университете. Преподаватель приносила нам учебники по математике, физике на английском. Одно дело — знать, как звучит теорема Пифагора на русском языке, и совсем другое — на английском. Мыслить начинаешь по-другому. Ну и, не буду скрывать, на знания повлияло увлечение зарубежными фильмами, сериалами: не хотелось ждать долго, пока появится официальный перевод, я смотрел с субтитрами, так тоже учил.

— Сейчас на поддержку исследований направляются значительные средства грантов. У тебя на данный момент, на сколько я знаю, ведется работа по двум грантам. Расскажи о них.

— Сейчас я реализую персональный грант Президента РФ и коллективный грант РФФИ «Стабильность». О последнем расскажу подробнее. Он направлен на поддержание и развитие интереса молодежи к науке. В нашем коллективе двое студентов и трое аспирантов. Планируется, что студенты по окончании вуза поступят в аспирантуру, аспиранты подготовят кандидатские диссертации, а я, занимаясь их подготовкой, завершу работу над докторской диссертацией. Это грант на поддержание системы преемственности в науке.

— Насколько сейчас молодежь активно идет в науку?

— Да не очень резво, в первую очередь из-за финансовой стороны вопроса. Но Министерство высшего образования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований и многие другие солидные организации понимают эту проблему и точечно решают ее. Сейчас появляется много конкурсов, в которых могут участвовать очень конкретные группы студентов-аспирантов. Например, есть конкурсы для молодых ученых не старше 35 лет или для аспирантов второго года обучения. Такая узкая специализация иногда отсекает более сильных ученых, но дает возможность тем, кто заинтересован наукой, наработать свою научную базу публикаций, побед, о чем мы говорили выше.

— Финансовая мотивация, безусловно, важна, но, на мой взгляд, не менее важна личность руководителя, с которым предстоит работать, и вообще образ современного ученого. Всем хочется выглядеть успешным.

— Ученые современны, они идут в ногу со временем не только в науке, но и в жизни. Когда я учился в институте, не увлекался ничем, кроме учебы, посещения пар, чтения книг. Иногда думал, что многое упускаю. Но потом я попал в мир больших ученых и увидел, как он широк и многогранен. Заведующий нашей кафедрой Юрий Геннадьевич Смирнов — человек широчайших знаний, он с легкостью цитирует фильмы, приводит выдержки из художественных книг. Когда мы приезжаем на конференцию и у нас есть время зайти в музей, он проводит самостоятельные экскурсии, знает многое о художниках, скульпторах, картинах. Я чувствую в такие моменты, что многого не знаю, стремлюсь это узнать, таким образом расширяю кругозор, могу поддержать беседы на многие темы. В первую очередь — темы кинематографа, литературы, путешествий.

Я люблю фильмы классического нуара. Один из любимых фильмов «Все о Еве» (1957) Джозефа Лео Манкевича. С удовольствием читаю Ремарка, люблю путешествовать. Особенно люблю Северную Европу, мечтаю однажды посетить Исландию. В последнее время с интересом отношусь к спорту, особенно к легкой атлетике. Часто меня можно увидеть на Олимпийской аллее. Сейчас уже с легкостью пробегаю полумарафон, однажды, уверен, мне покорится и марафон.

— Поздравляем тебя с присуждением звания «Лучший молодой кандидат наук» и желаем новых побед!

Беседовала Кристина Злыднева

Оригинал: «Университетская газета» № 1 (1756) от 6 февраля 2020 г.

Дата создания: 09.02.2020 15:15
Дата обновления: 12.02.2020 17:16