О векторах развития спортклуба «Беркут»

24.06.2024 15:32

805 студенческих спортивных клубов действуют в нашей стране. На карте молодёжной ассоциации ССК «Беркут» Пензенского госуниверситета за восемь лет с момента основания приобрёл узнаваемое лицо и немалый авторитет. Мы побеседовали с директором «Беркута» Максимом Лазаревым и руководителем Ресурсно-проектного центра ПГУ Ольгой Лазаревой о векторах развития спортклуба.

— Ребята, какие направления наметились в развитии спортивного клуба «Беркут»?

— Как и всем, нам пришлось проходить через времена пандемии коронавируса. Это подтолкнуло нас к введению такого новшества, как киберспорт.

Максим Митрофанов, возглавивший это направление, стал активистом «Беркута», будучи изначально председателем спортивного сектора на ФВТ. Вокруг него собрались активные ребята, продвигавшие киберспорт. Они создали сильную команду у нас в университете — киберспортивный клуб «BERKUT.PSU» (условно дочерняя наша организация), которая смогла достичь статуса сильнейшей среди студенческих команд России.

В целом же масштаб наших спортивных проектов стал увеличиваться за счёт того, что нам удаётся регулярно выигрывать грантовые конкурсы. В 2022 году мы провели региональный фестиваль студенческого спорта «Sport.Fest». На следующий год — областной фестиваль «На Суре», когда мы стали использовать не только нашу площадку, но и базу училища олимпийского резерва. В сентябре благодаря победе в грантовом конкурсе Росмолодёжи среди вузов организовали уже окружной форум «Поволжье» на базе «Чистых прудов». И в 2024-м мы провели областной турнир по фиджитал-спорту «Кибердвижение» по формату «Игр будущего».

— Одной из ваших фишек было культивирование инновационных видов спорта...

— Мы от неё не отказались. Благодаря турниру «Поволжье» у нас появился лазертаг. Это тоже современный, пользующийся возрастающей популярностью вид.

Теперь у нашего клуба есть соответствующее оборудование. Каждый раз, когда нас спрашивают о нашей уникальности, мы отвечаем, что не просто устраиваем классические соревнования, мы придумываем целый спортивный праздник, создаём притягательную атмосферу проекта. Организуем фан-зону. Теперь представили коллаборацию с VR-пространством, поэтому на наших площадках теперь есть VR-зона, в которой желающие спортсмены и болельщики активно и интересно проводят время.

— Какого охвата аудитории вам удаётся достигать?

— Всё зависит от концепции и масштаба проектов. Например, в окружном форуме «Поволжье» участвовало «всего» 200 человек. Из-за того что надо было им обеспечивать дорогу, проживание, питание и т. д. А в фестивале «На Суре» задействовано более 4000 участников.

Из внутренних мероприятий нам больше всего нравится «Слёт ПГУ». Сейчас отборочный турнир мы проводим на «Темпе». Команды приходят с болельщиками, с флагами, с барабанами. Мы даже оперативно запустили конкурс среди болельщиков, который тоже вызвал ажиотаж. Невероятная студенческая атмосфера! Особо можно отметить в плане активности такие факультеты и институты, как ФИТЭ, ИЭиУ и ФПТЭТ.

— Чем для вас стал клубный турнир «Поволжье», с которого начинался этот сезон?

— В первую очередь — хорошим опытом взаимодействия с клубами других регионов. Концепция клубного турнира не совсем даже про спорт, а больше про командный дух. Участники должны иметь хотя бы небольшие навыки во всех видах спорта, и это объединяет команды. К нам на турнир приехал исполнительный директор АССК России, что говорит о статусности проекта.

— Было легко набрать пул участников?

— Да. И нам потом пришлось даже отказывать многим клубам, потому что у турнира был лимит, исходя из финансовых возможностей.

Выезды очень полезны для клубов с точки зрения нового опыта и соревновательной атмосферы. У каждой команды-участницы был свой куратор из числа активистов и менеджеров «Беркута». Так вот, ребята продолжают общаться с новыми друзьями, ездят в гости. Кстати, наши киберспортсмены очень подружились с ростовскими ребятами. Тем более у Ростова можно многому научиться в плане раскручивания киберспорта: там, например, имеется даже отдельная студия для комментаторов и записи интервью со спортсменами.

— В январе вы заняты в организации Дня российского студенчества и Спортивной студенческой ночи. Насколько успешно они прошли в этом году, на ваш взгляд?

— Хорошо, активно. «Ночь» уже традиционно проводим на площадке «Высшей лиги» при поддержке Министерства физической культуры и спорта Пензенской области. Организовал мероприятие костяк «Беркута». В нём принимали участие студенты вузов и колледжей Пензы.

— Раньше на территории, где сейчас появились сцена и амфитеатр, проводились хоккей в валенках, волейбол на снегу, флэтбол. Есть вероятность, что они вернутся в программу Дня студента?

— Главная проблема хоккея в валенках — залить лёд, а это затратно. Но если подойти изобретательно, то вполне можно найти более удачные организационные решения. Такую фишку жаль терять.

— «Кибердвижение» стало вашим первым опытом в фиджитал-спорте — то есть в соединении киберспорта и традиционного спорта?

— Да. Мы вдохновились «Играми будущего» и проводили свои соревнования в то же время, когда в Казани проходили «Игры». Мы собрали на предварительном этапе больше 500 участников (в очном финале было 250 плюс около 300 болельщиков).

Нашей задачей было привлечь киберспортсменов к физической активности, а любителей традиционного спорта — к киберспорту. Топ-8 команд по киберспорту сыграли в физический аналог компьютерных дисциплин. После Counter-Strike, например, был лазертаг, а для успешно прошедших игру FIFA на приставке был панна-футбол.

Было интересно в принципе попробовать этот формат. Можно сказать, мы киберспортсменов «вытянули в люди». Сначала они не хотели менять привычное место перед монитором на спортплощадки.

Интересно, что две из четырёх дисциплин по киберспорту прошли удалённо. Очно мы видели участников только FIFA и Gran Turismo, потому что они соревновались в клубе. Мы понимали, что это несколько другой контингент спортсменов, и были готовы к таким нюансам. Например, к сленгу, используемому игроками. Или к более индивидуальной работе с ними на арене, когда приходилось чуть ли не за руку их брать и приводить на старты. Было забавно!

Классными получились «Фиджитал-гонки», ребята оторвались на картинге в «Шикане»! Участники спрашивают, когда будут следующие подобные соревнования. Но здесь, как и везде, нужно финансирование, чтобы гарантировать систематичность проекта.

— Интересно, что же оказалось весомее для общей победы: успех в реальном спорте или в компьютерных играх?

— Никакого перекоса не было. Обычно лидеры в киберспорте были в тройке призёров и в оффлайне. Нужно было быть и физически хорошо подготовленным. По правилам, в шахматах должен был принять участие хотя бы один член команды. Поэтому теоретически команда могла состоять из мастеров игры в Dota 2 плюс один профи в шахматах.

— Фестиваль «На Суре» вы проводите во второй раз, что даёт надежду, что проекты будут обретать традиционную цикличность. В чём его концепция?

— Старт областному фестивалю студенческого спорта мы дали также 25 января, в День российского студенчества. В нём принимают участие команды ссузов региона. Он проходит по нескольким дисциплинам. Задачей команд-участниц было провести на своих базах отборочные соревнования по футболу, волейболу и баскетболу. Оценивались не только спортивные результаты, но и качество спортивного менеджмента, организаторские способности. Таким образом мы стимулируем ребят подходить к студенческим турнирам не по-старинке, а с позиций маркетинга, менеджмента и социальных сетей.

На территории училища олимпийского резерва в суперфинале прошли также плавание в открытом бассейне, турнир по дартсу, киберспорт и лазертаг (как промодисциплина). Участников ждали и образовательный блок, лекции, встречи и мастер-классы экспертов. То есть проект — многоступенчатый, включающий как спорт, так и образование в сфере менеджмента.

Активисты «Беркута» при этом получают богатую практику как организаторы.

— Расскажите о «будничной» жизни студенческого спортивного клуба.

— У нас в штате три инструктора по физической культуре. Ярослав Герасимов руководит соревнованиями и кружками по волейболу и футболу с 17:00 до 21:00. Сюда приходят студенты, которые не входят в сборные команды вуза, а хотят заниматься «для себя».

Квалифицированный инструктор, судья первой категории по тяжёлой атлетике Жора Хлхатян руководит тренажёрным залом в общежитии 6.2—6.1. Тренер молодой студенческой команды по регби, старший тренер РК «Локомотив-Пенза-дубль» Андрей Голищев проводит тренировки как для участников команды ПГУ, так и для желающих попробовать себя в регби. Кроме того, действует команда по страйкболу «Прайд» под командованием Павла Сажина.

Но этим не ограничиваемся. Говорим лидерам, ответственным за спорт на факультетах, или привычнее — спорторгам, чтобы не зацикливались лишь на наших мероприятиях. Хотят Кубок факультета, Кубок декана — пожалуйста. Согласовываем формат, выделяем нашего инструктора, проводим турниры.

К примеру, чемпионат АССК России в этом году полностью провели студенты под контролем Ярослава Герасимова. Ребята выступали менеджерами видов спорта, собирали заявки, утверждали составы команд, взаимодействовали с партнёрами, писали посты в соцсетях и т. д. И это тот проект, который и должны, наверное, проводить сами студенты. Мы помогали в административных вопросах, медицинском обслуживании, инвентаре, подведении итогов.

Сейчас много времени уделяем созданию киберспортивного пространства в рамках Студенческого пространства ПГУ в 7-м корпусе. Если всё сложится максимально удачно, то откроем его 1 сентября.

— Ольга, ты больше двух лет назад вошла в федеральную команду Национального портала студенческого спорта rosstudsport.ru. Кем и для чего он создан?

— Я являюсь менеджером Департамента регионального развития АССК России и единственным на данный момент администратором Национального портала студенческого спорта (отвечаю за коммуникацию пользователей с разработчиками сайта, базирующимися в ИТМО). Это проект Минобрнауки России. Он создан для перевода студенческого спорта на единую цифровую платформу, которая сможет объединить все спортивные лиги, все студенческие спортивные клубы в одном месте и с быстрым доступом для студентов, организаций и партнёров по всей стране. Можно сказать, портал стал обязательным звеном для участия в любых студенческих спортивно-массовых мероприятиях. Участвовать в развитии такого проекта — огромный опыт и большая ответственность.

Беседовал Максим Битков
«Университетская газета», № 5 (1796) от 13 июня 2024 года 

 

» Последнее в рубриках:
02.07.2024 16:11 В Многопрофильном колледже ПГУ начались учебные военно-патриотические сборы
02.07.2024 09:27 186 студентов-выпускников Многопрофильного колледжа ПГУ получили дипломы
01.07.2024 16:40 Александр Большунов сдаёт кандидатские экзамены в аспирантуре Пензенского госуниверситета
01.07.2024 09:03 На факультете вычислительной техники ПГУ наградили самых активных и творческих студентов
26.06.2024 16:01 Арина Пигас приняла участие в студенческом семинаре «Движение Первых»
24.06.2024 16:58 Девушка-ракета на лыжне
24.06.2024 15:32 О векторах развития спортклуба «Беркут»
24.06.2024 14:30 Работа плюс учёба
24.06.2024 10:00 «Репетиция — любовь моя»: Константин Бутин рассказал о жизни студенческого театра «Кириллица»
22.06.2024 12:45 Они сражались за Родину: в ПГУ почтили память участников Великой Отечественной войны