Ученые ПГУ представили исследования на международной конференции в Нижнем Новгороде
Преподавательский состав Пензенского государственного университета (ФФМЕН) успешно представил свои исследования на Международной научно-методической конференции «Проблемы подготовки учителей математики, информатики и предметов естественно-научного цикла», состоявшейся 19–20 ноября 2024 года в стенах Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Участие Пензенской делегации было весьма масштабным и представило собой сочетание очного и дистанционного форматов. Очно в конференции приняли участие четыре преподавателя: Михаил Родионов, Ольга Кочеткова (оба — кафедра «Информатика и методика обучения информатике и математике»), Полина Пичугина (доцент кафедры «Компьютерные технологии») и Вероника Егина (Институт международного сотрудничества).
Участие позволило не только представить доклады, но и обеспечить активное взаимодействие с коллегами из других вузов, обменяться опытом и установить новые профессиональные контакты. Это особенно важно в контексте постоянно развивающейся сферы образования и инновационных подходов к обучению. Возможность непосредственного общения с ведущими специалистами в области педагогики и информационных технологий является важным ресурсом для повышения квалификации и дальнейшего развития.
Дистанционное участие шести представителей кафедры ИиМОИМ — Андрея Дикова, Александра Болотского, Ирины Акимовой, Дмитрия Крюкова, Валерии Бородиной и Анастасии Евдокимовой (аспиранты, магистранты и студенты) — также внесло значительный вклад в общее представление Пензенского госуниверситета на конференции. Возможность дистанционного участия позволила расширить географию представительства и привлечь к участию более широкий круг исследователей. Это особенно актуально в условиях ограниченных ресурсов и необходимости максимизировать эффективность участия в подобных мероприятиях. Кроме того, дистанционные доклады предоставили возможность распространить результаты исследований более широкой аудитории за счет записи и последующего публикования материалов конференции.
Доклад завкафедрой ИиМОИМ профессора Михаила Родионова, посвященный концепции подготовки будущего учителя математики в контексте развивающей парадигмы, был особенно значимым. Он затронул ключевые вопросы формирования компетенций будущего педагога, включая не только глубокое знание предмета, но и владение современными методами обучения, способность к инновациям и адаптации к изменяющимся условиям. Михаил Родионов также выступил руководителем секции «Подготовка будущего учителя математики, информатики и предметов естественно-математического цикла в классических и педагогических университетах», что свидетельствует о высоком уровне его профессионализма и авторитете в научном сообществе. Его работа была ориентирована на анализе проблем и перспектив современного педагогического образования и предоставление практических рекомендаций для улучшения качества подготовки будущих учителей.
Доклад доцента Ольги Кочетковой был посвящен авторскому курсу «Основы искусственного интеллекта для будущих педагогов». Этот курс является примером интеграции современных технологий в педагогическую подготовку. В своем выступлении она подчеркнула необходимость освоения будущими учителями информатики основ ИИ для эффективной работы в современной образовательной среде. Докладчик представила структуру курса, его содержание и методические подходы, а также рассказала о результатах пилотного внедрения курса и познакомила участников с отзывами студентов. Актуальность данной темы обусловлена быстрым развитием искусственного интеллекта и его возрастающим влиянием на все сферы жизни, включая образование. Поэтому подготовка педагогов, способных использовать ИИ в своей работе, является крайне важной задачей.
Пленарные доклады, в частности, доклад члена-корреспондента РАО, доктора технических наук, профессора Григорьева, о значении технологий искусственного интеллекта в профессиональной подготовке учителя, вызвали живой интерес у всей пензенской делегации. Доклад осветил широкий спектр вопросов, связанных с использованием ИИ в образовании — от автоматизации процессов оценки до персонализации обучения. Особое внимание было уделено этическим аспектам использования ИИ в педагогической практике.
В докладе были представлены конкретные примеры успешного применения ИИ в образовательных учреждениях и обсуждены возможные риски и проблемы. Взаимодействие с экспертом национального уровня позволило пензенским преподавателям получить ценную информацию и новые идеи для своей работы. Обмен опытом и обсуждение актуальных проблем с коллегами из других вузов способствовали обогащению профессиональных знаний и повышению эффективности педагогической деятельности.
В целом участие преподавателей ФФМЕН ПГУ в международной конференции было высоко продуктивным и внесло значительный вклад в развитие педагогической науки и практики.