В ПГУ первыми в России обучают будущих педагогов противостоять школьному буллингу: экспериментальная модель внедрена в действующую программу обучения
В подведомственном Минобрнауки России Пензенском государственном университете первыми в России экспериментально внедряют в обучение будущих педагогов модель, направленную на формирование готовности преподавателей к противодействию буллингу в школах. Такой подход сможет эффективно бороться с травлей между детьми. Исследователи ПГУ также приступили к созданию методического пособия и специального сайта. На этих ресурсах будущие и действующие учителя смогут узнать, как эффективнее противостоять и устранять это явление. Об этом рассказала газета «Аргументы и факты».
Буллинг — проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека.
Этот процесс наносит вред личностному развитию ребенка: его психологическому и психосоматическому здоровью. В буллинге задействованы не только жертва и агрессор, как принято считать, но и сторонние наблюдатели.
Жертва буллинга чувствует себя беззащитной, перестает уважать себя, буквально находится в постоянном страхе и не верит в свои силы. У агрессора формируется чувство безнаказанности, вседозволенности, всевластия. Это определяет его поведение в дальнейшем. Свидетели буллинга также вовлекаются в него. Эмоциональная сфера и устойчивость таких детей страдает, так как они живут в страхе и тревоге. В их мыслях то, что они могут тоже стать жертвой в любой момент.
Этот негативный процесс важно своевременно заметить и пресечь, если он уже произошел. А самый идеальный вариант — предупредить. Одна из главных ролей в этом вопросе отводится школьным учителям.
«К сожалению, большинство педагогов в лучшем случае владеют только теоретическими знаниями о формах, видах, этапах буллинга. Но не могут в реальности противостоять этому процессу, так как нет опыта работы с такими ситуациями. Свои теоретические знания педагоги почти никогда не применяют, действуя совершенно бессистемно и полагаясь лишь на собственный опыт и интуицию», — рассказала Ольга Жилкина, разработчик проекта.
Зачастую учителя придерживаются нейтральной стороны в конфликте. Это ведет к распространению школьного буллинга.
В Пензенском госуниверситете предлагают готовить будущих педагогов, студентов педагогических институтов, противостоять этому процессу. Исследователи уверены, навыки необходимо закладывать им в студенческие годы.
«Учитель должен занять одну из главных позиций в противодействии этому процессу», — уверена Ольга Жилкина.
Научный коллектив ПГУ: д-р пед. наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» Ольга Воскрекасенко и аспирант Ольга Жилкина, предлагают внедрять в процесс обучения студентов педагогического направления подготовки разработанную модель по формированию готовности будущих учителей к противодействию буллингу.
Разработанная модель включает несколько блоков: целевой, концептуальный, содержательный, технологический и аналитико-результативный. В этой модели отражены ключевые аспекты программы обучения, которая содержит комплекс аудиторных и внеаудиторных мероприятий (беседы, эссе, мини-проекты, практические задания, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги и так далее). В программе также прописано, на каком этапе и что нужно вводить, в какой форме и как проводить. Предложенные аудиторные и внеаудиторные мероприятия исследователи предлагают внедрять в существующий курс обучения студентов.
«Мы будем с будущими педагогами взаимодействовать во время обучения с первого и до последнего курса», — поделилась Ольга Жилкина.
В Педагогическом институте имени В. Г. Белинского ПГУ осуществляется апробация разработанной модели. Студенты на занятиях по учебным дисциплинам: «Педагогика», «Психология», «Технология и организация воспитательных практик», «Основы вожатской деятельности», познают и учатся противостоять буллингу.
Ребятам рассказывают о процессе через активные формы взаимодействия. С ними проводят дискуссии, круглые столы, решают кейс-задачи. По словам разработчика, будущие педагоги так смогут подготовиться и уметь противостоять буллингу.
«Студенты осваивают не только теорию, но и нарабатывают навыки противостояния этому процессу. На занятиях мы моделируем различные ситуации. Они рассуждают, а правильно ли здесь поступил учитель? А как надо? Какие есть еще варианты и какой из них является оптимальным?» — поделилась Ольга Жилкина.
В Педагогическом эксперименте участвуют более ста обучающихся бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование». Они поделены на экспериментальную и контрольную группы. В первой идет реализация разработанной модели, а во второй ребята учатся по существующей программе. Это поможет определить действенность предложенного способа.
Перед началом эксперимента студенты прошли опрос. Выяснилось, что более 80% не смогут противостоять буллингу.
«Опрос доказал, что в этом направлении необходимо работать. Уверена, с таким подходом к обучению будущих педагогов станет возможным переломить ситуацию с буллингом в школьной среде», — сказала Ольга Жилкина.
Кроме того, в ПГУ разработали оригинальную форму взаимодействия для обучения — кейс-турнир. Он включает в себя несколько этапов. Участников делят на группы. Каждой для размышления и проработки дается конкретная проблема проявления буллинга в школьной среде. К примеру, травля одноклассников над полным учеником. Будущим учителям потом предстоит разыграть мини-спектакль. В нем у каждого будет роль: жертва, агрессор, сторонние наблюдатели, учитель, родители и так далее.
«Студенты готовятся заочно, зная предварительно тему. Дальше происходит кейс-турнир. Каждая команда поочередно разыгрывает свою сценку. Так студенты смогут нарабатывать навыки противостояния этому негативному явлению. Они будут размышлять и находить пути решения», — поясняет разработчик проекта.
Проделанную работу оценивать будут компетентные специалисты в этой области. Они выберут три команды, чьи задачи будут решены наилучшим образом. По их работам планируется создать игровые карточки, содержащие проблему и ее решение.
«Эти карточки можно будет применять в качестве игры на практических и лабораторных занятиях, семинарах, тренинговых мероприятиях», — добавила Ольга Жилкина.
Научный коллектив приступил к разработке методического пособия, предназначенного для преподавателей вузов. В нем будет содержаться вся информация о буллинге: его формах, видах, методах борьбы с ним. Кроме того, исследователи создают специальный сайт. Его пользователи смогут ознакомиться со всеми аспектами этого явления в простой и доступной форме. А также оценить свой уровень готовности противостоять буллингу. Если уровень достаточный, ресурс порекомендует список литературы. Он поможет расширить знания в этой области. При низком уровне готовности пользователь сможет еще раз ознакомиться с материалом по теме профилактики буллинга и пройти блок заданий с ситуационными проблемами. А после повторно пройти диагностику. Создатели также сделают доступными для пользования подобранные материалы к практическим занятиям, тренингам, кейс-турниру. Сайт рассчитан как на студентов педагогических институтов, так и на действующих преподавателей.
В настоящее время эксперимент продолжается. В скором времени ребята пройдут повторную диагностику. Она покажет эффективность разработанной модели.
«Надеюсь, что после внедрения нашей модели в школы пойдут работать начинающие педагоги, у которых будут сформированы практические умения к противостоянию буллингу», — уверена Ольга Жилкина.
Отметим, в настоящее время в России ни в одном учебном учреждении нет подобных программ. Пензенские ученые первыми разработали и внедрили ее в образовательный процесс. В планах исследователей — продолжить педагогический эксперимент, проанализировать полученные результаты, в случае необходимости внести коррективы. А также сделать разрабатываемый сайт эффективным инструментом формирования готовности будущих педагогов к противодействию буллингу в школьной среде.