Образование и культуру в истории российских регионов обсудили в ПГУ
12 сентября в Педагогическом институте им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета начала работу межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и культура российских регионов IX — начала XXI в.». Научное мероприятие посвящено сразу двум юбилеям: 150-летию открытия Пензенской учительской семинарии и 85-летию Педагогического института им. В.Г. Белинского.
К конференции присоединились представители вузов и организаций не только из Пензенской области, но и из соседних регионов.
Открывая конференцию, модератор — декан историко-филологического факультета Ольга Сухова отметила, что педагоги сейчас несут большую ответственность за будущее страны, так как они не только обучают, но и воспитывают молодежь, от которой это будущее зависит. Она подчеркнула важность работы педагогов и в особенности учителей истории, обратив внимание собравшихся на цикличность развития общества и взаимосвязь «педагог-ученик».
С приветственными словами к участникам также обратились зампред Правительства Пензенской области Олег Ягов и директор Педагогического института им. В. Г. Белинского Ольга Сурина.
«Образование — это то, что формирует человека и, соответственно, его среду, уровень жизни, мировоззрение и дает задел нашим потомкам. От личности педагога, от его кругозора зависит по большому счету целое поколение. Именно пединститут воспитывает обучая и обучает воспитывая тех, кто будет работать с детьми и формировать будущее страны», — подчеркнул важность развития образования Олег Ягов.
Как отметил Олег Ягов, интерес к истории образования в регионе не случаен: в рамках проведенного в России Года педагога и наставника были проведены большие научно-исследовательские мероприятия и исследования, которые показали интересные результаты.
«Создание учительской семинарии в нашем регионе, где безграмотность была очень высокая, способствовало росту уровня учителей для сельских и городских школ и потом отразилось, конечно, на уровне подготовки учительских кадров для учительского института (до 1939 года) и для педагогического института уже в современной истории развития региона», — сказала директор Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ Ольга Сурина.
Говоря о значимости исторического аспекта в развитии образования выступавшие отмечали, что сложно переоценить влияние образования на развитие общества в целом. В рамках пленарного заседания в докладе д-ра истор. наук, директора Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Галины Куршевой были рассмотрены вопросы развития учительства в Мордовии.
Ретроспектива темы от дореволюционной России до современности прозвучала в докладах о роли выпускников и учащихся Пензенской учительской семинарии в годы Первой мировой войны, специфике советской модели раздельного обучения в Пензенской области, и анализе региональных молодежных общественных объединений Пензенской области. Была также затронута и миссия и результаты деятельности учительской семинарии.
Конференция продолжилась в секционных заседаниях. Материалы конференции будут опубликованы в сборнике.