«Я не буду больше молодым»: театр «Кириллица» размышляет о юности и дарит веру в будущее
15 апреля отмечается Международный день культуры. «Университетская газета» публикует размышления о свежей премьере спектакля «Мой сумасшедший папа» по одноимённой повести Ирины Андриановой, которую на сцене Дома офицеров в конце марта представил народный студенческий театр ПГУ «Кириллица».
В центре внимания история Любы Балашовой (её сыграла Дарья Хридина), которую нежно и по имени называет только папа (Михаил Бухтояров/Владимир Кшуманёв), положивший свою жизнь на алтарь воспитания единственного ребёнка. Для остальных она — Командирша, сильная, волевая десятиклассница, которая за два месяца до выпускного встретила парня по кличке Чёрт (Данила Лагутов). Любовь, волной накрывшая сердце шестнадцатилетней девчонки, подтолкнула её на путь беспросветной лжи. На свидания с Чёртом она брала вещи богатой одноклассницы Светы Павловой (Виктория Джемесюк), чтобы он думал, будто она из богатой семьи; врала о научной карьере отца и загранпоездках. Клубок лжи, сплетённый из желания понравиться мальчику, казаться независимой и решительной, приводит зрителя в вечер выпускного бала. Командирша ждала его с особым трепетом. Расчищая путь к быстрому взрослению с Чёртом, она убедила мать отправить отца в психиатрический стационар. Ночь выпускного, которая должна была открыть новые горизонты, обернулась унижением и стыдом. За обман ей пришлось заплатить высокую цену. Она повзрослела, но совсем не так, как планировала.
Спектакль уносит зрителей в мир конца 80-х годов с присущим ему колоритом — музыкальным, интерьерным, бытовым. В качестве основной декорации — одинокая лавка электрички. За спинами героев — серые поворотные ширмы, которые попеременно становятся дверьми то электрички, из-за которых появляется подростковая банда во главе с Эльзой (Диана Кафтаева), бывшей девушкой Чёрта, то психиатрической больницы, то шкафа с дорогими вещами Светки Павловой, то далёкой чужой дачи. За ними то и дело поблёскивают фонари железнодорожных станций, как огоньки надежды. В их свете Командирша читает письма отца, которые он пишет ей, находясь в больнице. И в её памяти всплывают картины детства и папиной заботы, которую она растоптала в ту ночь. Холодная вагонная лавка и остервенелые лица Чёртовой банды сталкиваются с трепетной, нежной любовью папы, не готового отпустить свою дочь в большую взрослую жизнь. Оттого так пронзительно звучит финальная сцена, когда избитый отец со сломанной гвоздикой одиноко плачет и ждёт свою девочку. В звенящей тишине зритель ждёт: победит любовь или страх. Это кульминационный момент признания, что в душе человека есть место и тёмным, низменным порывам, и настоящему светлому чувству, возвышающему над грязью и жестокостью. Это момент истинного взросления и принятия себя, ответа на вопрос, который задаёт себе каждый рефлексирующий подросток: кто я и где моё место? И конечно, побеждает любовь. И Командирша взрослеет. По-настоящему.
Музыкальный сет спектакля откликается у зрителей разных поколений. Здесь и хит 2023 года «Раствори» в исполнении группы NLO, и песни, под которые танцевали на рубеже 80–90-х годов прошлого века. И связующей нитью между ними музыкальная интерпретация стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» с рефреном «Я не буду больше молодым».
По словам автора Ирины Андриановой, это спектакль о родителях сегодняшних подростков, которым когда-то тоже было по шестнадцать лет, об их «странной, сложной, многослойной жизни». Это трудное чтение, которое всегда идёт на пользу, «потому что оно заставляет сопереживать, размышлять, узнавать себя в других». Спектакль «Мой сумасшедший папа» — это семейная постановка, дающая повод родителям иначе взглянуть на своих детей, определить ту границу, за которую нет хода всеобъемлющей опеке, а детям — увидеть, как сильна родительская любовь, как много заботы и ласки скрывается за надоевшими советами, постоянным поправлением шарфа ветреной осенью. Это вариант ответа на вопрос, почему мамы и папы хранят первые сочинения своих детей и нелепые рисунки, сделанные в детском саду, и почему дети так стремятся уйти от всего этого во взрослую жизнь, а окунувшись в неё, возвращаются в родительский дом или ведут внутренний разговор с мамой. Только там они не Командирши и Эльзы, а Любы и Оли. Только там прозвучит обращение «майн либен дотэ».
Уходит юность, и с ней в историю уходят ошибки. Из каких-то — прорастёт цветок, а какие-то — станут фатальными. Есть ли будущее у героев повести «Мой сумасшедший папа» и расцветут ли цветы их жизни? Театр «Кириллица» верит в это и дарит эту веру в премьерном спектакле, у которого, не сомневаемся, большое будущее.
«Университетская газета», № 3 (1794) от 11 апреля 2024 года