Студент — в 63 года: Вячеслав Кобляков рассказал об учебе в ПГУ
Учиться никогда не поздно! Да, избитая фраза, но она наглядно иллюстрирует историю жизни пензенца. Знакомьтесь: Вячеслав Кобляков, 63 года, студент. Через год он получит свой первый диплом о высшем образовании. А пока учится заочно на третьем курсе факультета информационных технологий и электроники. С героем поговорили журналисты «Пензенской правды».
Мы встретились с нашим героем в одной из аудиторий Пензенского государственного университета. Седовласый мужчина приятной наружности, с несколько застенчивой улыбкой.
Мотивация
— Я уже поступал в этот вуз в 1981 году, тоже заочно. Но обстоятельства так сложились, что мне пришлось уехать в Донецк. Какое-то время прилетал на сессии, но потом просто устал кататься туда-сюда.
Мы спросили, что же заставило его возобновить учебу уже в практически предпенсионном возрасте.
— Я работаю главным инженером в парке, — спокойно объяснил Вячеслав. — Опасение не соответствовать этой должности и потерять ее стало основной мотивацией. Конечно, со своими обязанностями я справляюсь — опыт имею большой. Но и диплом не помешает. И потом: у меня растет сын, надо показывать ему пример. Плюс самому хочется подтвердить и пополнить знания.
Мечта о небе
С детства наш студент мечтал связать свою жизнь с военным делом. Примером для подражания стал его дядя-летчик. В Великую Отечественную войну тот пропал без вести, выполняя очередное задание командования. Это случилось в 1944 году в Румынии.
В семье часто вспоминали героя, рассказывали о нем. История затронула сердце юного Славы, и после школы он поступил в авиационно-техническое училище в Калуге.
— Я думал, что стану военным, но оказалось, что это инженерная специальность. Учиться-то я учился, но по-прежнему мне очень нравилась военная форма, — вспоминает Вячеслав. — После окончания училища я написал рапорт о желании стать военным, но он остался без ответа.
Вячеслав вернулся в Пензу и по распределению попал в клуб ДОСААФ. Там работал техником по эксплуатации самолетов, вертолетов и двигателей.
В скором времени поступил в Пензенский политехнический институт — захотелось перемен. И они случились.
Не подошел климат
Так бывает, что порой наши планы расходятся с тем, что уготовила судьба. Вячеслав встретил и полюбил девушку. Родом она была из Донецка. После свадьбы решили туда переехать.
Он нашел неплохую работу: в политехническом институте, на кафедре электрометаллургии. И все вроде было хорошо, но самочувствие подводило. Поэтому, кстати, и учебу в Пензе бросил — не хватало сил.
— Наконец я сходил в поликлинику. Осмотрев, меня спросили, откуда я родом, и посоветовали уезжать домой, — вспоминает Вячеслав. — Оказалось, что мне не подходит климат. Я так и не смог приспособиться.
В Пензе найти работу по специальности не удалось. Несколько лет Вячеслав работал в органах внутренних дел, потом занялся бизнесом. Снова женился, в семье родился ребенок.
Вернуться к инженерному делу удалось недавно, и человек почувствовал себя на своем месте. Вот и пошел учиться.
Воспоминания об «Азовстали»
Несмотря на то что прошло более 40 лет, воспоминания о Донбассе до сих пор живы. Например, о командировках в Мариуполь, на металлургический комбинат «Азовсталь».
— Это был завод с огромной территорией! Он находился на берегу Азовского моря и выходил практически в море — таким выступом, как полуостров, — рассказывает Вячеслав. — По заводу можно было очень долго идти пешком или ехать на автобусе.
Наш герой трудился в кислородно-конвертерном цехе.
— У сталевара была пятичасовая рабочая смена. Все делалось очень быстро: сталь плавится, берут образец, кладут в пневмосистему и отправляют в лабораторию. Если идешь по территории и слышишь сильный грохот — значит, летит капсула с анализами (лаборатория находилась на территории завода — в пяти километрах от цеха). Так вот, капсула прилетает, специалист смотрит состав. Могло, например, не хватать алюминия. Через 5–7 минут обратно отправляют образец в лабораторию. Так состав доводили до идеала, сливали ковш. В итоге, когда все застывало, образовывался сляб — такая толстая плита металла, похожая на бетонную. Затем это отправляли на прокатку. А у нас уже новый ковш!
Запомнились и другие детали.
— У сталеваров была шикарная комната отдыха. Рыбки в аквариумах плавали, квас и газировка бесплатные, — улыбаясь, рассказывает наш герой.
Всему свое время
О сегодняшней учебе в вузе Вячеслав говорит без романтизма. Признается, что осваивать новую профессию в таком возрасте тяжеловато.
— Во фразе «Учиться никогда не поздно» есть все же преувеличение. Получать образование легче, когда ты юн и полон энергии. Это можно сравнить и со спортом, — говорит он. — Учебу приходится совмещать с работой. Благо начальство идет навстречу: меня отпускают на лекции и экзамены.
Испытанием при поступлении стал и ковидный год — экзамены пришлось сдавать дистанционно.
— Надо было хорошо ориентироваться в интернет-технологиях, чтобы уложиться по времени и дать правильный ответ, — продолжает студент.
Интересно, что мысли о военной службе до сих пор его не покидают.
— Я хотел бы быть полезным на спецоперации, заниматься коптерами. Но не могу сейчас оставить семью: 12-летнему сыну нужен отец. Боремся с его увлечением гаджетами. Сегодня ведь как: дети не стремятся к знаниям, им проще скачать домашнее задание из Интернета. Наставляю своего школьника. Помогаю ему разобраться с математикой, — делится Вячеслав. — Да и доучиться надо.
Впереди у нашего студента еще целый год обучения. И кто знает, какие возможности откроет ему новая профессия...
По материалам ИЦ «Пензенская правда»
Фото — ИЦ «Пензенская правда»