Владимир МАЛИ: онлайн-курсы — это не замена, а помощь преподавателям
Директор Центра разработки онлайн-курсов Пензенского государственного университета, канд. техн. наук, доцент Владимир Мали в разговоре с корреспондентом «Университетской газеты» Марией Мельниковой рассказал о том, как в ПГУ был создан центр, как преподаватели пользуются безграничными возможностями онлайн-курсов и многом другом. Не остался без внимания острый и обсуждаемый вопрос: что ждет нас в будущем — заменят ли компьютеры и роботы наших преподавателей и живое общение с ними.
— Ваша судьба связана с университетом с 1992 года. Как начинался этот путь?
— 31 год назад я пришел на подготовительные курсы для поступления в Пензенский политехнический институт, а в 93-м поступил на специальность «Радиотехника». И как раз в этом году институт стал называться Пензенским государственным техническим университетом. Спустя 5 лет, в 1998 году, мне выдали диплом уже Пензенского государственного университета. Получается, что за эти годы я застал все три ипостаси нашего вуза. Учился я на факультете радиоэлектроники, был старостой и окончил вуз с красным дипломом. Выбор специальности был случайным. Я пришел в приемную комиссию со своим другом и не представлял, куда мне хочется идти. Понятно было одно: я хорошо знал физику и математику, а значит, направление должно было быть техническим. И я спросил: «Какая специальность самая сложная?» И мне ответили, что радиотехника. Так я и выбрал свое будущее.
— Сразу после окончания университета началась ваша карьера в альма-матер?
— Верно. Все сложилось странно, но довольно интересно. Первоначально я не планировал оставаться в университете, но с кафедры «Защита информации в системах связи» мне поступило предложение пойти работать инженером. Я решил не отказываться. Когда я только пришел на кафедру работать инженером, мне сразу же доверили читать дисциплину по моему профилю — «Электромагнитная совместимость». Через год поступил в аспирантуру, где мне пришлось учиться заново, ведь специальность была не моя. Но через 6 лет я защитился и с тех пор уже 25 лет работаю в стенах родного вуза: сначала инженером, отвечающим за лаборатории и оборудование, затем ассистентом, старшим преподавателем, а после защиты диссертации в совете под председательством Владимира Ивановича Волчихина стал доцентом кафедры.
— И ведь с ПГУ из семьи связаны не только вы.
— Да, это так. Моя мама — Любовь Дмитриевна — заведует кафедрой «Теория и методика дошкольного и начального образования» и работает в Пединституте уже долгие годы. Выбирая вуз, я специально пошел в другое учебное заведение. А моя сестра Наталья занималась дошкольным образованием, а сейчас работает на кафедре «Дошкольное и дефектологическое образование». И ничего не предвещало, но мы в итоге все оказались в одном вузе.
— Помните ли вы свое первое занятие, проведенное на кафедре?
— Если честно, каким-то особенно ярким пятном это не стало. Помню, что было сначала волнительно. Вообще ситуация, когда ты работаешь на большую аудиторию, не может быть для человека естественной. Занятия велись в аудиториях-амфитеатрах, студентов было немало, я рассказывал какие-то сложные вещи, которые они не всегда понимают. Но сложнее было скорее не выступать перед студентами, а готовиться к занятиям. Важно понимать, что тогда информации не было в таком объеме и в таком свободном доступе, как сейчас: приходилось долго готовиться — читать книжки, ходить в библиотеки, тем более этот предмет был новым. Но со временем адаптировался и привык.
— Но был в нашей истории период, когда аудитории опустели и все студенты, и преподаватели переместились в онлайн-сферу — такие правила продиктовала нам пандемия в 2020 году. И именно тогда в ПГУ появился Центр разработки онлайн-курсов, который вы возглавляете.
— История здесь на самом деле достаточно долгая. Она связана, конечно, с Игорем Гершевичем Кревским. С ним мы познакомились еще в 2001 году на научной конференции, где я рассказывал про поля и волны, а он — про дистанционное обучение. И так получилось, что мы нашли общий язык, после конференции долго обсуждали эту тему и так или иначе в течение всех этих лет очень часто пересекались, и именно вопрос иной формы обучения разрабатывался и обсуждался нами с особым интересом. Наша электронная информационная образовательная система — ЭИОС — появилась еще в 2013–2014 годах и за 5 лет была усовершенствована. Люди понимали, что через эту самую среду можно организовать учебный процесс с использованием дистанционных технологий. Все видели это как некую телекоммуникацию: преподаватель «выходит в эфир», рассказывает лекцию слушателям — студентам. Скажем так: прообраз аудиторных занятий в онлайн-формате. И в период пандемии оказалось, что формат учебных материалов в виде онлайн-курсов государству тоже интересен. Тогда появлялись открытые онлайн-курсы, вузы делились друг с другом информацией и опытом. В какой-то момент, когда вопросов по созданию этих курсов стало слишком много, появилась идея все это взять под единую структуру, которая организовывала бы процесс создания и публикации такого материала. И в 2020 году было принято решение о создании отдельной структуры, подчиненной проректору по цифровизации.
— Давайте обратимся к статистике: сколько уже курсов разработано и выпущено за 3 года существования Центра?
— Начнем с того, что курсы у нас есть разных видов и форм. Есть возможность реализовывать курсы через ЭИОС — так называемые электронные образовательные ресурсы 2-й категории. Каждый преподаватель может самостоятельно разработать их под небольшим чутким контролем с нашей стороны и разместить. Таких курсов у нас где-то около 2000. Второй тип — курсы, размещаемые на нашем портале, их более 80. Еще один вид курсов разрабатывается совместно с МРЦПК в сфере дополнительного образования, всего таких дисциплин 40. И отдельно мы создавали международную цифровую платформу Russian Uni Link для иностранных студентов, изучающих русский язык.
— А что насчет направлений, которые наиболее популярны?
— В самом начале курсы были в основном гуманитарные: педагогика, экономика, юриспруденция, физкультурное образование. Сейчас у нас задействованы все направления. Много инициатив исходит от представителей медицинской сферы. Например, мы снимали отдельный курс про систему «Промед» и делали это в больнице, ведь у студентов доступа к этой системе нет, а когда они приходят на работу, нужно уметь в ней работать. Наш курс им поможет освоить базу. Также для медиков мы готовили целый учебный фильм про ишемическую болезнь сердца, который активно используется в процессе обучения. Мы сотрудничаем с Центром развития инклюзивного образования и можем разработать курсы с учетом всех необходимых нюансов для людей с ограниченными возможностями здоровья, например курсы с сурдопереводом. Последнее время много запросов от технических специальностей. В частности, Александра Генералова, доцент кафедры «Транспортные машины», активно совмещающая научную и педагогическую деятельность, только за последнее время сняла 8 объемных онлайн-курсов. У нас четыре основных направления: педагогика, гуманитарные науки, технические и медицинские. И все направления охвачены.
— А каким образом осуществляется промежуточный контроль знаний?
— Все курсы находятся под контролем автора. Это не открытый доступ и не запрос извне: преподаватель сам дает доступ студентам, которым это нужно. Стандартный подход контроля — тестирование. Такой метод использую и я сам: в лекциях употребляется какой-то речевой оборот или информация, которую ты докладываешь устно и в тесте даешь вопрос именно по этой информации, прочитать которую нигде нельзя. В результате после видео мы ставим тест из 5–6 вопросов, ответить на которые нельзя, не посмотрев видеоматериал. Но здесь речь идет именно о контроле за просмотром видео. А итоговый контроль знаний проводит уже преподаватель.
— Вопрос острый и обсуждаемый: что ждет нас в будущем — заменят ли компьютеры и роботы наших преподавателей и живое общение с ними?
— Важно понять, что курсы — не замещение преподавателя роботизированным средством. Это способ, который помогает преподавателю донести какую-то информацию до обучающихся с целью снять с себя определенную нагрузку, связанную, например, с надиктовыванием лекций. У педагога есть возможность оформить это понятно и интересно для студентов. Здесь стоит помнить про «фокус внимания»: вся информация бьется на отдельные вопросы — и получается не 1 лекция на 40 минут, а 4 лекции по 10–15 минут. Это удобно и позволяет увеличить вариативность информации. Студенты знакомятся с основной терминологией, с ключевыми понятиями, а уже на очных занятиях процесс обучения идет легко и быстро и ребята углубляются в предмет. Если учатся студенты, у которых возникают сложности, то можно снять курс, который позволит им вникнуть в тему и понять ее, при необходимости пересмотрев видео несколько раз. Если студент заболел и пропустил занятие, то единственное, что ему остается, — прочитать текстовый материал из книжки или из тетради одногруппника. И здесь на помощь приходят онлайн-курсы! Студент не просто читает, он слушает и слышит речь преподавателя, терминологию. Ведь важный момент, когда человек проходит профподготовку, — это знание профессиональной лексики. Ему важно слушать педагога, который говорит на языке естественно и понятно. Видеоматериал в этом случае тоже помогает. Мой основной посыл таков: онлайн-курсы — это не замена, а помощь. Через нашу студию прошло уже более 100 преподавателей, и многие из них приходят вновь и вновь. Ведь эта система в формате дополнительных, вспомогательных видеоуроков дает свои результаты и повышает успеваемость.
Беседовала Мария Мельникова
«Университетская газета», № 9 (1791) от 14 декабря 2023 года