Студенты Юридического института вновь взяли главные награды Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

12.10.2023 10:50

В Москве подвели итоги XVIII Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». Представители Юридического института Пензенского госуниверситета стали победителями и призерами и пополнили копилку вуза следующими наградами: дипломом победителя и нагрудным знаком «Депутатский резерв», одним дипломом 1-й степени, двумя дипломами 2-й степени.

Всероссийский конкурс молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» направлен на привлечение молодежи к государственному управлению через ее участие в законотворческой деятельности. Участники готовят работы по следующим направлениям: государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; образование, наука, здравоохранение и культура; бюджетное, налоговое и финансовое законодательство; оборона и безопасность; молодежная политика; энергетическая политика; региональное законодательство; миграционное законодательство.

Отборочный этап конкурса проходил с июля по сентябрь. В очном этапе, который прошел с 9 по 11 октября, конкурсантам предстояло выступить со своей исследовательской работой перед экспертами. Награждение призеров и победителей состоялось в Конгресс-центре ГК «Космос» в Москве.

Среди победителей и призеров конкурса — студенческая молодежь Пензенского государственного университета.

Дипломом победителя и нагрудным знаком «Депутатский резерв» награжден студент Юридического института Владимир Фомин. Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» ПГУ Ольга Елистратова.

В своей работе «Необходимость реформирования института присяжных заседателей в российском судопроизводстве» он проводит всесторонний анализ института присяжных заседателей. В работе приводятся и раскрываются проблемы, существующие в настоящее время и требующие правового разрешения, а также пути их преодоления.

«Актуальность обусловлена необходимостью перемен, связанных с деятельностью этого института. Выбор моей темы — это необходимость реформирования этого института в России ввиду несовершенства его механизма», — рассказал Владимир Фомин.

По его словам, стоит рассмотреть вопрос о расширении списка преступлений, которые могут рассматриваться с участием присяжных заседателей. Это повысит значение института присяжных заседателей. Он предлагает ввести образовательный ценз для кандидатов в присяжные заседатели путем внесения изменения в закон о том, что кандидат в присяжные заседатели должен иметь среднее образование или выше.

«Отправление правосудия — ответственное дело, влекущее серьезные последствия. Я считаю, заниматься им следует человеку, обладающему жизненным опытом, и грамотному. Например, ставя в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, судья указывает, виновен ли подсудимый в умышленном причинении смерти потерпевшему? Но для того, чтобы правильно ответить, нужно понимать, что такое умышленность, имела ли она место по данному уголовному делу, почему в вопросе идет речь о причинении смерти, а не об убийстве? Думаю, что человеку, не имеющему хотя бы среднего образования, в этом будет трудно разобраться», — рассказывает Владимир.

Кроме того, он предлагает упростить опросный лист, в котором присяжные отвечают на поставленные судом вопросы по существу уголовного дела (ст. 338 УПК РФ).

«Как видно из практики, сейчас предъявленное подсудимому обвинение разбивают на вопросы, которые порой непонятны для непрофессионала. Это влечет многочисленные ошибки в ответах. Возможно, следует просто спрашивать, доказано ли то обвинение, которое предъявлено подсудимому, предусмотрев при этом ответы „да”, „нет”, „лишь в части”. Обязать председательствующего в напутственном слове подробно разъяснять все юридические тонкости, которые могут быть непонятны для присяжных заседателей, а текст напутственного слова вручать им перед удалением в совещательную комнату», — продолжил студент.

Среди прочего победитель конкурса предлагает:

— добиваться сокращения сроков рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей;
— увеличить количество запасных заседателей;
— ввести ответственность для тех, кто игнорирует повестки и уклоняется от исполнения обязанностей присяжного заседателя;
— увеличить вознаграждение и предусмотреть иные социальные гарантии для присяжных заседателей (в том числе сохранение за ними работы в период рассмотрения дела);
— ужесточить предусмотренную ст. 258 УПК РФ ответственность для лиц, участвующих в судебном заседании и нарушающих установленный УПК РФ его порядок;
— ввести практику работы психолога с присяжными заседателями.

Диплом I степени получила студентка Юридического института Маргарита Понамарева за исследовательскую работу «Преступность несовершеннолетних в России: состояние и путь преодоления». Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», заместитель директора Юридического института по научной работе Алена Гусева.

Маргарита рассказала, что ее исследование отвечает запросам современной юридической науки и реальности:

«На ежегодном заседании коллегии МВД России 2022 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин приказал усовершенствовать систему профилактики предупреждения совершения деяний несовершеннолетними. Эта тема также стала центральной в докладе по правам ребенка при Президенте РФ Марии Алексеевной Львовой-Беловой. Глава Следственного комитета РФ Александр Иванович Бастрыкин отметил рост преступности несовершеннолетних».

Она предлагает дополнить ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» новым пунктом.

«Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел будут участвовать в работе по доведению базовых норм законодательства в сфере правового воспитания молодежи в образовательных организациях и в профессиональных образовательных организациях», — поделилась Маргарита.

Она также предлагает ввести правовые занятия при непосредственном участии сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних.

«Это повысит правовую грамотность обучающегося. Отнюдь несовершеннолетний будет обладать правовыми знаниями в области применения мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю или преступнику. Будет понимать характер негативных последствий за совершение того или иного деяния», — добавила студентка.

Она предполагает, что общественный порядок и общественная безопасность Российской Федерации станут стабильнее после нововведений.

«Россия будет способна отвечать внешним угрозам и попыткам агрессоров в дестабилизации российского общества. Так как дети России — будущее нашей страны!» — уверена Маргарита Понамарева.

Дипломами II степени удостоены студентки Юридического института Аида Геворгян и Ирина Сумбаева. Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» ПГУ Валерия Данилова.

В настоящее время одним из наиболее приоритетных направлений развития российской уголовно-процессуальной науки является изучение и совершенствование механизмов обеспечения прав и свобод личности. Это обусловлено: переходом Российской Федерации к существующим политическим и социально-экономическим отношениям; ратификацией международно-правовых документов в этой области; проводимой судебной реформой, заложившей качественно новые концептуальные подходы к предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовных дел. Поэтому Аида решила исследовать тему «Охраны прав и свобод человека и гражданина».

«Охрана прав и свобод человека и гражданина — одна из важнейших правовых основ, на которых зиждется вся концепция современной модели российского уголовного судопроизводства. Отказ от этой ценности или ее существенное изменение отбросит уголовный процесс далеко в прошлое и тем самым перечеркнет усилия многих ученых-процессуалистов, движимых идеями заботы об интересах личности как смысле и цели уголовной юрисдикции. На сегодняшний день в науке уголовно-процессуального права не сложилось единой концепции принципа охраны прав и свобод человека и гражданина», — поделилась Аида Геворгян.

Для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства серьезную проблему представляет норма законов, предусматривающая право стороны защиты ходатайствовать о раскрытии подлинных сведений о личности свидетеля. Закон предоставляет такое право в случае, если это требуется для реализации права подсудимого на защиту. При наличии подобного ходатайства суд имеет право ознакомить сторону защиты с личными данными свидетеля, которому обеспечивается безопасность.

Студентка предлагает дополнить ст. 278 УПК РФ ч. 7. А именно: в случае удовлетворения ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, суд обязан предоставить ему адвоката, пользующегося правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 настоящего кодекса.

«Эта проблема очень важна, поэтому я буду продолжать рассматривать и развивать эту тему», — добавила Аида.

Ирина Сумбаева работала по теме «Защита прав в цифровом пространстве».

«Возникновение индустрии обработки информации привело к появлению индустрии защиты информации с железной необходимостью. Я предлагаю внести изменения в ст. 137 УК РФ», — рассказала студентка.

Она предлагает эту статью изложить в иной редакции, где за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица преступники будут наказываться штрафом в размере до миллиона рублей либо другими административными или уголовными взысканиями. Меры наказания Ирина предлагает и для банковской сферы в случае нарушения этой статьи. К тому же, она предлагает ряд мер по борьбе с правонарушениями в сфере защиты персональных данных.

«В наше время доступ к чужим цифровым данным должен быть запрещен и наказан. Так как очень много случаев распространения информации без согласия. Я считаю, что это право должно защищать информацию», — уверена Ирина Сумбаева.

Студенты-победители конкурса «Законотворческая инициатива» собираются продолжать развивать выбранные тематики. По их словам, предложенные нововведения должны рассматриваться на федеральном уровне.

«В моих планах продолжить изучение темы для глубокого ее анализа, а также найти иные пути решения существующих проблем. Победа в конкурсе для меня имеет особую ценность. Эта награда означает, что я двигаюсь в правильном направлении», — поделился Владимир Фомин.

Источник финансирования — средства гранта по соглашению с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации № 075-15-2023-546 от 15 июня 2023 года на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ в рамках государственной программы Российской Федерации.

Фотографии (3)
» Последнее в рубриках:
22.01.2025 09:56 В ПГУ первыми расширили возможности нового класса нейронных сетей
21.01.2025 10:42 «Искусственный интеллект на стыке медицины»: в ПГУ продолжают обучать нейронные сети для диагностики патологий
20.01.2025 13:46 Преподавателю ПГУ Андрею Ганину присвоено ученое звание профессора
17.01.2025 12:09 Ученые ПГУ стали соавторами монографии «Противодействие экстремизму в современном российском обществе: теория и практика»
16.01.2025 10:52 РНФ объявляет о начале приема заявок на два конкурса для молодых ученых
13.01.2025 13:26 Студенты ПГУ — победители Всероссийского конкурса «Роль личности в истории»
09.01.2025 10:35 В ПГУ разрабатывают уникальное приложение для внутреннего туризма
27.12.2024 13:15 Медики ПГУ усовершенствовали способ хирургического лечения «шишек» на ногах
25.12.2024 14:15 ПГУ приглашает принять участие в научно-практической конференции «Артемовские чтения»
25.12.2024 11:58 В диссертационном совете ПГУ по педагогическим наукам состоялось первое заседание