В ПГУ прошло расширенное заседание Совета ректоров вузов Пензенской области: обсудили вопрос документарной нагрузки на преподавателей
Сегодня, 25 августа, в Пензенском государственном университете прошел Совет ректоров вузов Пензенской области. Снижение бюрократической нагрузки на преподавателей в системе среднего профессионального и высшего образования — этой теме было посвящено заседание.
Мероприятие традиционно открыл председатель Совета, ректор ПГУ Александр Гуляков:
«Сегодня нам с вами предоставляется уникальная возможность — обговорить еще раз важнейшие темы нашей профессиональной деятельности».
На мероприятие присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области Олег Ягов, министр образования Пензенской области Алексей Комаров, министр культуры и туризма Пензенской области Сергей Бычков, ректоры пензенских вузов, проректора и директора институтов, деканы факультетов Пензенского госуниверситета, профессорско-преподавательский состав вузов Пензы, представители руководства колледжей и другие.
Основным докладчиком выступила Наталья Алтыникова — советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, директор по развитию ГК «Просвещение». Она подчеркнула, что очень важно обсуждать эту проблему с целевой аудиторией — с представителями среднего профессионального и высшего образования.
«Решения должны облегчить нашу жизнь и позволить высвободить время педагогов для их прямого функционала, — осуществления образовательной деятельности и взаимодействие со студентами», — отметила Наталья Васильевна.
Она подчеркнула, что Пензенская область — первый пилотный регион в проекте по снижению документационной нагрузки на учителей. Проект инициирован главой Рособрнадзора Анзором Музаевым в 2021 году. В России сейчас пять пилотных регионов, занимающихся этой проблематикой: Пензенская, Московская, Липецкая области, Республика Чувашия и Федеральная территория «Сириус».
«У нас сформировалось пять пилотных регионов, но Пензенская область — это флагманский регион, потому что здесь вся вертикаль управления была задействована с самого начала в решении этого вопроса: и губернатор, и министр образования, и Институт регионального развития. Поэтому здесь была очень благоприятная обстановка для того, чтобы этот вопрос решать с разных сторон. Проблема очень серьезная, мы ее начали решать с уровня школ (…). Сейчас этот вопрос не менее остро стоит и для системы среднего и высшего образования», — добавила она.
Напомним, по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина в марте 2023 года была создана межведомственная рабочая группа по снижению бюрократической нагрузки на преподавателей в системе среднего профессионального и высшего образования. Руководителем-координатором группы назначена Наталья Алтыникова. Проекты нормативных документов, подготовленные межведомственной группой, будут направляться для финального обсуждения и утверждения рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования под руководством Елены Шмелевой, а затем оформляться в виде законодательных и нормативных актов.
Наталья Алтыникова рассказала, какую работу уже проделала эта группа и что в планах. Было опрошено более пяти тысяч преподавателей колледжей и вузов по ведению документации из более чем 50-ти регионов. Эксперты пришли к следующим выводам. С колледжей и вузов требуется большое количество отчетов во внешние инстанции, происходит дублирование запросов, от преподавателей требуется большой объем номенклатуры дел. К тому же образовательные организации сталкиваются с еще одной немаловажной проблемой — хранения документации. Не хватает места в архиве.
«Поэтому, если говорить о проблематике, то эта бюрократия рождается на всех уровнях: и на уровне образовательной организации, и на региональном, и на федеральном (…)», — подчеркнул спикер.
По ее словам, причины порождения большого оборота документации кроются в отсутствии стратегического понимания перечня необходимой от системы образования информации.
«Наша задача понять, что нам реально нужно, как обеспечить автоматизированный сбор и выгрузку этой информации», — сказала Наталья Васильевна.
К прочим проблемам также относятся многочисленные запросы и мониторинги; отсутствие управленческой логистики и четких рамок документации педагогических работников; отсутствие интеграции информационных систем и необходимости данных; отсутствие типовых форм документов и четких требований к методическим материалам.
Спикер также пригласила всех желающих внести свою лепту в это большое дело, вступив в экспертную группу. Ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков поддержал это начинание:
«Мы готовы участвовать в работе и вступить в рабочую группу, экспертную группу».
Основные задачи, стоящие сейчас перед системой среднего профессионального и высшего образования в документарной нагрузке, — это снижение объема документации; снижение объема мониторинга; оптимизация и интеграция информационных систем; снижение количества запросов.
«Это совершенно новый взгляд, который нам поможет отсечь все лишнее и оставить только нужное», — подчеркнула Наталья Алтыникова.
Она рассказала о механизме регуляторной гильотины и проведение эксперимента. Последний будет проходить в пилотных регионах. В каждом будут отобраны образовательные организации всех уровней образования. На их базе будут отрабатываться типовые формы, а также проводиться обсуждения.
В конце встречи собравшиеся задали интересующие вопросы спикеру. Они касались различных тем по документарной нагрузке на педагогических работников. Первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области Олег Ягов поблагодарил Наталью Алтыникову:
«Наталья Васильевна человек, который видит проблемы изнутри».
Фотоотчет — в официальной группе ПГУ ВКонтакте