Проект аспирантки ПГУ поможет студентам конструировать свое будущее и совершенствовать качество подготовки специалистов
В Пензенском государственном университете разработали проект «Факторы социального конструирования будущего студенческой молодежи: институциональное и личностное измерение». Исследование поможет усовершенствовать образовательный процесс, повысить мотивацию личностного роста у студентов. Все это и многое другое поможет современной молодежи еще в студенчестве строить траекторию и профессионального, и личностного роста.
Проект аспирантки Валерии Гладилиной был поддержан конкурсом «Ректорские гранты» среди молодых кандидатов наук и аспирантов. Как нам рассказала Валерия, в современных условиях реформирования системы высшего образования проблема качества подготовки специалистов выдвигается в ряд ключевых задач социально-экономического развития России. Необходимо учитывать институциональные вузовские условия и факторы личностного порядка — ценности, ориентации на будущее.
«В исследовании удалось рассмотреть эту проблему с разных сторон. Для эффективного конструирования своего будущего студентам помогут набор условий, возможностей и инструментов, которые дает им вуз, и, конечно, собственные особенности и представления о своем будущем. Именно высшим учебным заведениям отводится важная роль в предоставлении соответствующих образовательных возможностей и в формировании личностных качеств студентов», — поделилась аспирантка.
На основе авторской модели социального конструирования будущего студенческой молодежи были разработаны методика и инструментарий оценки социального конструирования будущего студенческой молодежи.
Поясним, авторская модель включает две группы факторов: субъективные (институциональные условия: выбор вуза, специальности и имидж вуза; оценка качества вузовской среды и удовлетворенность качеством образовательных услуг, профессиональной подготовки; значимость образования и перспективы трудоустройства) и субъективные (отношение к учебе, развитие профессиональных и личностных навыков и компетенций, факторы профессионального и жизненного успеха, жизненные планы).
Анкетирование прошли 400 студентов Пензенского государственного университета. Анкета была разбита по нескольким блокам: выбор вуза, специальности и имидж ПГУ; вузовские условия: оценка качества среды и образовательных услуг, вузовские условия и перспективы на будущее, жизненный и профессиональный успех, основы жизненного планирования и уверенность в будущем, социальные и личностные ресурсы индивидов.
Результаты исследования выявили интересные факты. Например, большая часть студентов поступили в вуз для того, чтобы стать квалифицированными специалистами и получить диплом престижной специальности.
«В числе основных причин поступления в ПГУ студенты назвали желание получить диплом о высшем образовании и возможность поступить согласно полученным баллам по ЕГЭ. ПГУ имеет хорошую репутацию в городе и регионе, богатую историю и традиции, в нем преподают высококвалифицированные преподаватели. Таковы результаты опроса», — рассказала Валерия Гладилина.
Большая часть студентов удовлетворены образовательным процессом в ПГУ и применением современных средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
«Студенты считают, что знаний, которые они получают в Пензенском госуниверситете, будет вполне достаточно для их профессиональной деятельности. 59 % из числа опрошенных считают, что без высшего образования можно обойтись. По их мнению, хорошо оплачиваемую работу в будущем выпускнику надежнее гарантирует высшее образование, что согласуется с материалами ВЦИОМ. В числе основных сложностей, с которыми сталкивается выпускник вуза по специальности на рынке труда, по оценкам студентов, — наличие опыта работы», — добавила аспирантка.
Как показали результаты опроса студентов, уровень их осознанности и ответственности невысок, что ограничивает их возможности в конструировании своего будущего. Для успешного трудоустройства в будущем студентам необходимо, в первую очередь, опыт работы, знания и умения, профессионализм, а также ряд личностных качеств.
«Только треть опрошенных считает, что для достижения жизненного успеха важно иметь высшее образование. Около половины студентов хотели бы быть успешными в профессиональной сфере, а только потом в личной жизни. В числе условий, которые являются наиболее важными для достижения успеха, — собственные усилия, а наличие хорошего образования для достижения успеха выделяют только 38,3 %», — отметила Валерия Гладилина.
По словам аспирантки, полученные результаты и выводы будут полезны менеджменту университетов в образовательной и воспитательной деятельности, при проектировании различных форм, практик, методов работы со студенческой молодежью.