Детская советская пресса как призма общества: взгляд ученых

24.11.2022 14:48

Изучение топовых детских советских журналов «Костер» и «Пионер» позволило ученым Пензенского государственного университета (ПГУ) построить медиатизированную модель советского общества.

Проблемой медиатизированной модели советского общества в детской прессе заинтересовалась доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Английский язык» ПГУ Татьяна Дубровская. Также исследование проводят — кандидат исторических наук, доцент Ольга Мусорина, преподаватель кафедры Наталья Видинеева и выпускница аспирантуры ПГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык» Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Яна Блохина.

Исследование, которое проводилось за счет средств гранта РНФ (проект №22-28-00775), позволило выявить механизм взаимодействия между государством, детскими СМИ и детской аудиторией в эпоху позднего социализма 1970-80-х годов, уверена его автор Татьяна Дубровская.

«Чаще детская советская периодика в исследованиях рассматривалась в негативном ключе, с точки зрения продвижения и насаждения советской идеологии. Мы рассматриваем ее в рамках позитивной пропаганды. Медиа выступают конструирующим инструментом и определяют положительные характеристики общества. Мы получили определенные результаты и можем сказать: детские медиа продвигали общечеловеческие ценности — дружбу, взаимопомощь, институт семьи, трудолюбие, любовь к Родине и так далее», — комментирует актуальность проекта Татьяна Викторовна.

Ученые утверждают, что советское общество в детской периодике было представлено с разных позиций.

«Приоритетную тематику образуют история и политика, образование и воспитание, межличностные отношения, качества человека, спорт, природа», — поясняет ученый.

Авторы рассматривают злободневные проблемы. Например, роль и место женщины в обществе. Советская политика пропагандировала роль трудящейся женщины: профессионал своего дела, заботливая мать и жена, общественный и политический деятель.

«Роль женщины в советской детской периодике — многоплановый конструкт. Проблема места женщины в обществе и сейчас актуальна. На материале нашего исследования мы можем наблюдать трансформацию общественных отношений: как трансформируется в обществе фигура женщины, какие аспекты этой фигуры выдвигаются на первый план. Медиа нам дает ключ к пониманию общества, общественных структур», — уверена Дубровская.

Другой изучаемый в проекте аспект советского общества — чтение и литература. Как известно, СССР был одной из самых читающих стран мира. Этому способствовала стратегическая политика государства, которая способствовала привитию любви к чтению у ребенка с малых лет. Она реализовывалась в том числе с помощью детской периодики.

Актуальна, по мнению исследователей, и проблема ведения редакционной политики, зависящей от идеологии государства.

«Редакция должна была балансировать и искать компромисс между идеологией, реализуемой руководством страны, и детской аудиторией, интерес которой необходимо было завоевать и удержать. На основе изученного материала можно уверенно сказать, что редакционная политика детских советских журналов была выстроена очень грамотно», — отмечает автор.

Научному коллективу уже удалось представить результаты работы на международных и всероссийских конференциях в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Пензе, Донецке. Стоит отметить, что за истекший год работы исследователи опубликовали 12 статей в научных журналах и в сборниках научных трудов. Исследования вызывали широкий интерес, так как они затрагивают и лингвистику, и историю, и социологию, и политику, и журналистику.

Руководитель проекта Татьяна Дубровская рассказала, что на анализ тематической составляющей журналов показал, что коллективы редакций пропагандировали общечеловеческие ценности:

«К основным ценностям, транслируемым советским детям со страниц журнала, мы относим ценности исторической памяти, героизма, патриотизма, знаний, образования, самовоспитания, дружбы, помощи и поддержки, доброты, смелости, спорта, природы и ее охраны. Это ценности, которые остаются важными и по сей день. Эти ценности нужно прививать молодому поколению. Поэтому, на мой взгляд, положительный опыт работы советских медиа необходимо применить в настоящее время. Наше исследование как раз раскрывает эти аспекты».

В 2023 году в свет выйдет коллективная монография, посвященная рассмотрению медиатизированной модели советского общества в детской периодике. Она будет полезна и интересна научному сообществу и широкой аудитории в целом.

» Последнее в рубрике:
23.01.2025 08:45 Ученые ПГУ и сотрудники ООО НТП «Криптософт» помогут безопасно передать информацию и защитить ее от кибератак
23.01.2025 08:39 В ПГУ стартует прием заявок на конкурс исследовательских проектов «Ректорские гранты»
23.01.2025 08:36 В ПГУ стартует прием заявок на конкурс исследовательских проектов «Ректорские гранты»
22.01.2025 09:56 В ПГУ первыми расширили возможности нового класса нейронных сетей
21.01.2025 10:42 «Искусственный интеллект на стыке медицины»: в ПГУ продолжают обучать нейронные сети для диагностики патологий
20.01.2025 13:46 Преподавателю ПГУ Андрею Ганину присвоено ученое звание профессора
17.01.2025 12:09 Ученые ПГУ стали соавторами монографии «Противодействие экстремизму в современном российском обществе: теория и практика»
16.01.2025 10:52 РНФ объявляет о начале приема заявок на два конкурса для молодых ученых
27.12.2024 13:15 Медики ПГУ усовершенствовали способ хирургического лечения «шишек» на ногах
25.12.2024 14:15 ПГУ приглашает принять участие в научно-практической конференции «Артемовские чтения»