Цифровая команда
Электронная информационная образовательная среда — это важнейшая составляющая в работе вуза. Проект активно развивается. За 9 лет (ЭИОС появилась в вузе в 2014 году) многое сделано, но, как говорят сами разработчики, нет предела совершенству.
О процессе создания и перспективах развития рассказал заместитель начальника управления информатизации Роман Кузнецов.
— Роман Николаевич, что представляет собой Электронная информационная образовательная среда Пензенского государственного университета?
— Это огромная информационная система. Она включает в себя и сайт, и внутреннюю подсистему разработки учебного процесса, и другие модули. Это разработка специалистов нашего вуза. В связи с тем, что ПГУ обладает мощной технической составляющей, в 2014 году ректором Александром Дмитриевичем Гуляковым было принято решение не пользоваться готовыми решениями, а самим разработать систему для вуза.
— Сейчас можно утверждать, что независимая, собственная система вуза полностью оправдывает себя?
— Безусловно. Своё всегда лучше любого покупного продукта, оно оптимизировано под наши конкретные требования и используется наиболее эффективно для нашего университета. Решение, приобретенное на стороне, даже переработанное под конкретный запрос, не может достичь такого уровня.
— Каков функционал ЭИОС?
— Он включает в себя массу позиций, начиная от электронного деканата: электронные зачётки, выставление оценок, проведение экзаменов и так далее. Здесь же доступен учёт посещаемости в электронном виде. Студент прикладывает в аудитории электронную карту, и его присутствие сразу заносится в электронный журнал. ЭИОС открывает для преподавателей, сотрудников, студентов возможность единого входа на все порталы и ресурсы вуза с помощью одной идентификации.
— Преподаватели и студенты в полном составе погружены в работу с электронной средой?
— Да. Все в вузе работают в ней. Даже пропускная система в вузе привязана к ЭИОС: человек по специальной карте вошел на территорию университетского кампуса, а далее уже идет разграничение, куда он может пройти, а куда нет. Причем, право входа в вуз он получает только после занесения в систему. Если студенту назначено занятие в аудитории с таким-то номером и в такое-то время, он получает доступ в эту аудиторию по своему электронному ключу в виде карточки.
— Электронная образовательная среда позволила университету быстро перестроиться на рельсы дистанционного обучения в период пандемии коронавируса. Как шло обучение?
— Для больших конференций использовалось программное обеспечение ZOOM, а вот для загрузки обучающего материала — роликов, презентаций, текста лекций — использовалась наша среда. У преподавателей была возможность при необходимости читать лекции в аудитории с видеокамерой, лекция также была доступна в ЭИОС. Это могла быть и прямая трансляция, и видеозапись, причём на разных языках с субтитрами. Этот видеоурок прикреплялся на конкретную специальность. Так строилось онлайн-обучение. Сейчас накоплена уже обширная библиотека онлайн-курсов. Студенты со своим логином и паролем через единую систему получают доступ к обучающим программным материалам по своей специальности, находящимся в системе ЭИОС. Есть также привязка к электронной библиотеке.
— Поговорим об актуальном и злободневном вопросе безопасности информационной среды. Не так давно многие вузы нашей страны подверглись массовым хакерским атакам. Силами наших специалистов удалось предотвратить «обрушение» системы. Каким образом поддерживается безопасность ЭИОС?
— Этой работой занимаются наши системные администраторы. Они выявили цель атаки, куда и для чего она идет. Основной целью было замедление работы ресурсов вуза или даже абсолютная невозможность их доступности извне.
— Это же совпало по времени со стартом приёмной кампании?
— Именно. Думаю, на это и был расчет. 20 июня была совершена массированная атака на все вузы России. Нас она тоже не миновала. Атака была отбита в течение шести часов, после мы её заблокировали, и ресурсы вуза стали доступными. После направление внешних атак менялось, сайт на некоторое время работал из-за этого медленнее, некоторые ресурсы некоторое время были недоступны. Но всё это также решалось в рабочем порядке блокировками, защитами и прочими вещами, обеспечивающими информационную безопасность.
— Система сама выдает сигналы опасности, когда на неё совершаются атаки, или ведется ручной мониторинг?
— Всё в комплексе. В постоянном режиме мониторинга находятся определенные системы, в то же время когда идут атаки, поступает дополнительный сигнал с соответствующими параметрами.
— Многие сотрудники управления информатизации — наши выпускники. В вузе есть специализированные кафедры, в том числе, занимающиеся информационной безопасностью. Студентов как-то привлекаете к работе в период обучения?
— Однозначно! У нас проходят производственную практику студенты с профильных кафедр, ребята приходят на стажировку с последующим возможным трудоустройством. Некоторые работают на весьма ответственных участках: у нас сейчас, например, силами студентов разрабатываются новые модули системы. Ещё несколько третьекурсников включены в проектные группы и работают над системами безопасности. И делают это весьма успешно!
— IT-специалисты, особенно в процессе обучения, обладают пытливым умом. Всем хочется попробовать обойти по знаниям и умениям уже опытных коллег. Даёте им на учебных занятиях каверзные задания, например, «взломать» сайт родного вуза?
— Да. Профильные кафедры иногда запрашивают у нас наш ресурс, на котором студенты могут «похулиганить». Не так давно на занятиях по защите информации мы давали будущим коллегам наш дополнительный ресурс основного сервера с ЭИОС, чтобы они попробовали его взломать, атаковать, найти какие-либо пути и что-то совершить с ним. Потому что это и в наших интересах, так как позволит выявить какие-то «дыры» в системе, если они существуют, и вовремя их закрыть. Ведь ничто не может быть совершенным и защищенным на все сто.
— «Хулиганство» удается? Обходят защиту?
— По опыту могу сказать, что студентам удается получить доступ на определенные ресурсы, но на отдельные важные узлы, которые мы защищаем наиболее тщательно, пока всё же никто не смог пробиться.
— А как же случай, когда студенты-медики решили стать «отличниками» за счёт помощи информационщиков?
— Это как раз тот случай, когда хакеры получили доступ к ресурсам внешних данных. В электронной зачетке оценки появились, а вот электронная подпись преподавателя была уже не валидна. Соответственно все липовые пятерки были выявлены достаточно оперативно. Конечно, наверное, на какое-то время, чтобы показать родителям, что сессия закрыта, это горе-студентам и помогло, но не более того.
— Система живая, развивается, совершенствуется, в том числе и в плане протоколов защиты. Что в планах?
— Из интересных модулей назову автоматическое распределение нагрузки в системе ЭИОС. Это тот пласт работы, который сейчас занимает колоссальное количество времени у сотрудников учебно-методического управления. Предполагается, что всё будет действовать автоматически. На каждого конкретного преподавателя распределение нагрузки будет возможным даже с выделением аудиторного фонда под его предмет. Это, конечно, пока не так просто. Преподавателю может требоваться компьютерная аудитория или даже аудитория с компьютерами повышенной мощности. Ищем решения, чтобы конкретному преподавателю под конкретное занятие попала именно такая аудитория. База данных обширна, проработка требует времени. Когда удастся реализовать этот модуль, расписание занятий будет создаваться автоматически. После заполнения исходных данных в итоге мы получаем электронное расписание, электронное распределение нагрузки. Специалистам УМУ нужно будет только внести какие-то коррективы, а не создавать все с нуля. Ещё один проект: мы пытаемся запустить учёт посещаемости не с помощью электронной карты, а с помощью системы распознавания лиц.
— Как в фильмах?
— Постараемся, чтобы это стало реальностью в Пензенском государственном университете. Уже тестово попробовали, пока работает своеобразно, будем дорабатывать, думаем, получится.
— Вернемся к актуальному вопросу для всех поступающих. Абитуриенты ведь тоже могут подать документы через личный кабинет на сайте вуза?
— Да, этой возможностью абитуриенты активно пользуются. Подача и отслеживание документов — всё полностью автоматизировано. Каждый абитуриент может, зарегистрировавшись, установить прямую связь с системой, в том числе получить обратную связь: звонок оператора, электронное уведомление.
— Здорово! То, о чём вы рассказали, ещё пару десятилетий назад казалось бы чем-то фантастическим даже для такого передового вуза, как наш. Работа проделана значительная. Большая команда работает над проектом?
— И не одна команда. Программисты работают по своим направлениям, системные администраторы, которые разворачивают и поддерживают серверное оборудование, команда, обеспечивающая бесперебойную работу с точки зрения коммутации. Всё управление информатизации вовлечено в поддержание, развитие и эксплуатацию ЭИОС. И мы постоянно пытаемся придумать что-то новое, интересное.
— А идеи как приходят?
— По-разному. Где-то что-то увидели или услышали, получили заявки от подразделений. А порой и жизнь подсказывает. Взять хотя бы блок с днями рождения. Мы случайно пропустили день рождения нашего сотрудника, он до вечера ходил обиженным, а мы не понимали, в чём проблема. В мессенджерах и соцсетях данных не было, и мы упустили этот момент, хорошо, что хотя бы к вечеру реабилитировались. На следующий день мы командой твердо решили: надо! Чтобы больше таких коллизий не возникало. Сделали сначала для себя, потом разработали привлекательный интерфейс и запустили в общее пользование. Сейчас в модуль хотим добавить систему уведомлений, чтобы руководителю подразделения приходила напоминалка: у вашего сотрудника день рождения, не забудьте.
— Как вы считаете, насколько возможен полный переход документооборота на ЭИОС?
— Это будет однозначным плюсом. Во-первых, это понимание всех бизнес-процессов, происходящих в вузе. Важно, какой путь проходит бумага от одного человека до конечной инстанции и выполнения распоряжения, сколько это занимает времени. В случае прохождения документа через ЭИОС ускорение происходит в разы. Мы это тестируем. Например, служебная записка, направленная подразделением на заправку картриджа, обрабатывается автоматически, попадает в систему заявок и отправляется по почте той организации, которая по договору оказывает эту услугу вуза, за три минуты. То же и с заявками на ремонт техники. После тестирования сможем охватить больше задач. Сейчас мы разбираем все бизнес-процессы, строим дорожную карту. Но это однозначно перспективно, за этим будущее!
— 2014, 2015 год… Можно вспомнить, что буквально на каждом ректорате представители подразделений выступали с критикой системы, часто небезосновательно. Сейчас всё меняется. Теперь больше предложений, вопросов. Сейчас больше тех, кто «за»?
— Так ведь всегда. Внедрение любой новой системы на первом этапе сопровождается её отторжением. Аргументируют: это неудобно, это некрасиво, это невозможно использовать, находят ещё тысячу «не»….
— Вы правы. Это наша психология, ведь нужно выйти из зоны комфорта и перестроить свою деятельность…
— Конечно! Но через определенное время использования системы приходит понимание, что как-то всё уже не так и страшно, уже не нужно куда-то ходить, проще работать здесь. Дальше — этап принятия системы. Как мне без неё работать?!
— Можно ли назвать конечную дату, когда ЭИОС будет разработана полностью?
— Разработать систему раз и навсегда невозможно никогда и нигде. Нет предела совершенству. Всегда нужно работать, получать обратную связь от пользователей, так как это архиважно. То, что удобно разработчикам, не всегда удобно пользователям. Поэтому работать, работать и ещё раз работать!