В медицину — по призванию: как в Мединституте ПГУ готовят кадры для здравоохранения
Об особенностях обучения, трудоустройстве и врачебном призвании — в интервью директора Медицинского института Пензенского государственного университета, доктора медицинских наук, профессора Александра Митрошина.
— Александр Николаевич, 30 июля ректором Александром Дмитриевичем Гуляковым подписаны первые приказы о зачислении в Пензенский государственный университет, в том числе и по целевому приёму. Насколько значимы изменения в структуре приема в пользу целевиков?
— До 80 % бюджетных мест выделяется на целевой приём. Такое решение было принято президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Мы эту квоту выдерживаем. Плотно работаем с Министерством здравоохранения Пензенской области. Приоритетность целевого обучения касается как специалитета, так и ординатуры.
— Целевые места — это ещё и гарантированное трудоустройство для выпускников. Как, по вашему мнению, изменилась мотивация абитуриентов, которые теперь всё больше поступают по целевому направлению?
— Мотивация у сегодняшних абитуриентов высокая. В период пандемии коронавируса все остро почувствовали, насколько важным является качественное оказание медицинской помощи, востребованность квалифицированных кадров возросла. Восприятие врачей в обществе тоже стало иным. Большое внимание развитию медицины уделяется и Правительством России: действуют федеральные целевые программы, направленные на укрепление материально-технической базы, на обеспечение кадрами лечебных учреждений. Всё это благоприятно сказывается на количестве абитуриентов и на их мотивации.
Подчеркну: целевые места выделяются, в первую очередь, для решения кадровых проблем в медицине регионов. А такие проблемы есть практически в каждом субъекте. Плохо это или хорошо, когда тебя направляют на работу в конкретное медицинское учреждение? Я считаю, что хорошо. Я начинал работать в центральной районной больнице, и получил там колоссальный опыт — с первого дня понимаешь ту меру ответственности, которая лежит на твоих плечах, и от твоего решения зависит очень многое. Это заставляет тщательно относиться к подготовке, к приобретению новых компетенций, знаний, умений.
— Медицинское образование, пожалуй, одно из самых практикоориентированных. Той лечебной базы, которая есть в региональном здравоохранении, достаточно, чтобы удовлетворить потребность в практических знаниях студентов?
— Да, достаточно. Я в этом уверен. Практика у наших студентов начинается буквально после первого курса. Более того, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации, студенты имеют право сдать специальный экзамен и получить доступ к оказанию медицинской помощи нашим гражданам в качестве среднего медицинского персонала, и очень многие студенты начинают работать. То, что мы обеспечиваем высокое качество образования, это факт. Есть несколько критериев, которые подтверждаются независимой оценкой. Что я имею в виду? Все выпускники (и специалитета, и ординатуры) проходят первичную и первично-специализированную аккредитацию. Проводит оценку знаний специально сформированная федеральным минздравом комиссия. Эта оценка строгая, но объективная. Аккредитация существует уже пять лет. Показательно, что практически 99,6 % выпускников Мединститута успешно её сдают. Это хороший результат. Приведу ещё один пример. У нас учится много иностранных студентов, большинство из них, чтобы работать в своих странах, проходят обязательную процедуру нострификации дипломов. Дипломированные специалисты из Пензы, в частности в Индии, занимают очень высокие места среди получивших медицинское образование в России и СНГ. По этому показателю мы опережаем многие ведущие медицинские вузы.
— О том, что и для преподавателей, и для студентов Медицинского института призвание не просто слова, мы убедились, пока жили в потрясениях COVID-19. Но у пандемии есть и другая сторона. Вуз вынужден был временно перейти на дистанционное обучение. Какие положительные практики выработал Медицинский институт, чтобы качество образования не падало?
— Министерство здравоохранения России значительно повысило планку по качеству подготовки врачей во всех вузах страны, неслучайно введена процедура независимой государственной первичной аккредитации, о которой я уже упомянул. Чтобы студенты показали настолько хорошие результаты, нужно их к этой процедуре готовить. Поэтому вся промежуточная аттестация в виде зачётов и экзаменов, которые сдаются во время сессий, проводится по определенному формату. Форма называется ОСКЭ — общеструктурированный клинический экзамен. Он предполагает три этапа: тестирование, сдачу практических навыков и собеседование. Результаты этого экзамена фиксируются в традиционной форме (в виде записи в зачётной книжке и ведомости) и переносятся в Электронную информационную образовательную среду (ЭИОС). Вы хорошо знаете, что Пензенский государственный университет активно занимается цифровизацией всех процессов. Образовательная траектория студента, деятельность преподавателей — всё находит отражение в ЭИОС. Это хороший инструмент, он позволяет оперативно управлять образовательным процессом. Студент может сам в любое время контролировать свою успеваемость. Немаловажно и то, что с согласия студента его обучение могут контролировать и его родители. Всё просто и удобно.
Ещё мы уделяем большое внимание так называемому симулированному обучению. Чтобы приобрести определённые практические навыки, нужно освоить очень сложные, порой рискованные медицинские процедуры, которые раньше выполнялись только рядом с наставником. Сейчас это, безусловно, тоже есть: каждый студент учится у постели больного вместе с преподавателем. Но для более быстрого освоения медицинских процедур есть специальные медицинские симуляторы, крайне нужные молодому специалисту для освоения навыков оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
— В институте много таких симуляторов?
— Процедура аккредитации предусматривает обязательный стандартизированный набор этих симуляторов. Этот перечень единый для всех вузов страны. Университет тратит большие средства, чтобы каждый год дооснащать и переоснащать созданный у нас аккредитационно-симуляционный центр. Я, скажу честно, с некоторой завистью смотрю на то, какие условия сейчас создаются для студентов. Ряд манипуляций, очень сложных, связанных с большими рисками, молодому врачу непросто освоить. Симуляторы позволяют практиковаться столько, сколько необходимо для достижения хорошего результата.
Конечно, цифровизация имеет и свои подводные камни. Сейчас, согласно нормативным документам, при трудоустройстве недостаточно диплома и свидетельства об аккредитации, необходимо в обязательном порядке и приложение к диплому, где указываются все дисциплины, которые освоил студент или клинический ординатор. Вы правильно подчеркнули, что обучение в Медицинском институте сложное. При этом мы жестко подходим к процессу контроля знаний, ведь у врача нет права на ошибку. В связи с этим есть студенты, у которых появляются академические задолженности. К сожалению, это реальность. Помните школьные годы? В каждом классе находился такой ученик, кто подтирал отметки лезвием, чтобы родители не ругались. Вот и у нас был такой случай: студенты попытались «приукрасить» свои знания в электронной зачётке. К счастью, с таким мы столкнулись единожды.
— Предприняли попытки соперничать с искусственным интеллектом?
— Получается, что так. Что ж, значит, ПГУ готовит не только хороших врачей, но и IT-шников. Попытка взломать информационную систему и поставить себе положительные оценки была раскрыта. Информационная система, конечно, атаку выдержала, и всё «тайное» стало явным. Но всё же это имело определенные юридические последствия. К слову, никаких карательных мер к студентам-медикам в образовательном плане мы в университете применять не стали. Им была предоставлена возможность пересдать долги традиционным способом. Часть с этим справилась. Но есть и те, кто не смог ликвидировать академические задолженности. Как правило, «хвосты» у таких студентов тянулись не один семестр. Мы были вынуждены пойти на их отчисление.
— Это, наверное, естественный процесс, когда на этапе обучения из врачебной профессии уходят те, кто к ней не склонен. Лучше пусть студент сменит траекторию и станет хорошим юристом, строителем, учителем, чем будет посредственным врачом?
— Это безусловная истина. Я и родителям говорю, и самим ребятам, что после третьего курса вы станете другими людьми. Почему? Потому что близко столкнётесь с реалиями профессии: люди рождаются, болеют и, как бы это ни было горько, умирают или теряют здоровье, становясь инвалидами. Студенты в этот момент начинают понимать, насколько важна квалификация врача. Если человек учится еле-еле, он, скорее всего, не будет востребован в медицинской среде. А это целое сообщество! Медицинская помощь, как правило, не оказывается индивидуально врачом, работает целая команда. Хирург встал к операционному столу, у него два-три ассистента, анестезиолог, операционная сестра и так далее. В этой команде каждый должен быть компетентен и ответственен настолько, чтобы общий результат был высоким. На кону здоровье, а то и жизнь человека!
— Так было всегда?
— Да, но в последнее время это особенно заметно, так как медицина стала высокотехнологичной.
— Высокие технологии в медицине требуют особой подготовки и от преподавателей. Готов ли профессорско-преподавательский состав к постоянному совершенствованию?
— Вы правильно заметили, преподаватели должны постоянно повышать свою квалификацию. Это в том числе и нормативное требование. Более того, преподаватели клинических кафедр, мои коллеги, непосредственно принимают участие в оказании медицинской помощи. Это накладывает свои требования. Настолько быстро меняются в последнее время технологии, стандарты и протоколы лечения, что нужно быть на уровне. Сама жизнь заставляет постоянно заниматься самоподготовкой.
— Выши выпускники охотно идут в практическое здравоохранение?
— Да. Мы говорили, что почти 80 % — это целевая подготовка. Часть из выпускников после окончания специалитета идут в первичное звено, другие, чтобы приобрести узкую специальность, — в ординатуру. У нас почти всегда трудоустройство выпускников 100 %.
— Что вы пожелаете тем ребятам, которые только готовятся переступить порог Медицинского института, выбрав медицину своей профессией?
— Трудиться каждый день. У нас есть девиз: «Знания, честь и слава», ему нужно следовать.