Александр Большунов: человек может сделать всё
Студенты Института физической культуры и спорта ПГУ 3-кратный чемпион XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине по лыжным гонкам Александр Большунов и участница Олимпийских игр Мария Истомина 6 июня ответили на вопросы преподавателей, сотрудников, студентов вуза и журналистов.
— Александр, вы тяжело вкатывались в прошедший сезон. Это была такая спортивная хитрость или действительно пришлось преодолевать непредвиденные проблемы?
— Конечно, никакой хитрости не было. Такие обстоятельства, которые появлялись у меня по ходу подготовительного сезона к Олимпийским играм, не придумаешь. Это и падение с велосипеда, и проблема с ахиллами. На протяжении всей подготовки каждый месяц у меня были какие-то проблемы, которые мне нужно было преодолеть, перешагнуть, чтобы дальше готовиться к Играм. Ещё проблемы с зубом, пришлось делать операцию под общим наркозом. В тот момент как раз начинался зимний сезон. Я кое-как еле выжил, понимал, что сейчас нужно 10 дней никуда не рыпаться, чтобы наложенные швы зажили. На десятый день я полетел чуть раньше основной команды в Финляндию и начал тренироваться. В тот момент никакой формы не было, я был, можно сказать, на самом дне. Тогда начался период подготовки к Олимпиаде. Я даже сказал одному знакомому, что не знаю, как бежать с такой формой. На что он ответил: «У тебя нет другого выхода, кроме того, чтобы подниматься вверх. Падать ниже тебе уже некуда. У тебя в руках есть всё, чтобы на Олимпийских играх показать свой максимум». В принципе, так и получилось. Я успел подготовиться к Пекину, невзирая на все происшествия и препятствия по ходу сезона.
— Какой момент был для вас самым запоминающимся на прошедшей Олимпиаде?
Мария: Наверное, это два эстафетных золота. Это большое достижение для страны, не каждая страна может так выступать.
Александр: Для меня запомнились все дни Олимпийских игр. Они реально прошли как один день. Все гонки — с медалями. Можно выделить три золота, но каждая гонка ценна по-своему.
— Как ваш страстный поклонник, Александр, я смотрю все ваши гонки. Поделитесь ощущениями от 30-километровой гонки-скиатлона в Пекине, когда вы вначале упали, а потом оторвались от всех соперников, а Клебо финишировал среди аутсайдеров.
— Перед началом любой гонки есть небольшое волнение, ты не понимаешь, как будут работать лыжи по ходу гонки, каким будет твоё самочувствие по сравнению с другими ребятами. Когда стартовал скиатлон и на первом круге случилось небольшое падение, я успокоился и понял, что вот именно сейчас гонка и начинается. Потому что у меня уже была подобная ситуация на этапе Кубка мира в Фалуне, когда я упал, откатился на 30-е место, встал и потом за пять километров смог переместиться вперёд и выиграл эту гонку. Так что я тогда почувствовал, что всё в моих руках. Когда я догнал финского спортсмена, то уже понимал, что всё идёт к тому, что могу сегодня выиграть ту самую медаль, для которой всё делаешь и готовишься к ней больше, чем к чему-либо. Но гонка длинная. Когда понимаешь, что должен выиграть, всё равно не знаешь, насколько реально устали соперники. Но на последних кругах я почувствовал, что гонка моя и нужно просто доехать без происшествий и выиграть золото!
— Мария, чувствуете ли вы причастность к победе женской эстафетной команды на Олимпиаде, несмотря на то что не были в составе эстафетной четвёрки?
— Мы очень болели за девчонок и за ребят и радовались их победе. Ведь это показывает общий высокий уровень команды. И конкуренция выросла по сравнению с предыдущими годами. Причастной к этой победе я всё же себя не считаю, потому что я там не бежала. Но я буду работать дальше и надеюсь, всё будет отлично.
— Что было на Олимпиаде для вас самым сложным и самым важным?
А.: Самым важным для меня было увезти из Пекина как минимум одну золотую олимпийскую медаль. В мае прошлого года я по традиции записал цель, которую должен был выполнить по ходу сезона: забрать как минимум два олимпийских золота. Получилось три, но на самом деле я понимал, что можно было ещё одно увезти, но после первых гонок потратил эмоций немного больше, чем было нужно. Потому что первая золотая олимпийская медаль — это что-то невообразимое, и эмоции не можешь контролировать. А самым сложным... Надо подумать. Наверное, это подготовка к Играм. Где-то за неделю до Олимпиады, когда мы вылетали в Пекин, в том же отеле жили норвежские лыжники, у которых был положительный тест на коронавирус. Мы не контактировали, но были неподалёку. Хотелось поскорее улететь. Я постоянно менял маски. В Китае постоянно носил электронную маску, потому что нельзя было заразиться и заболеть. Питался в номере. Обрабатывал всё подряд антисептиками. Это было сложно.
— Спортсмены по большей части суеверные люди. Например, наша пензенская волейбольная команда не бреется перед какими-то соревнованиями. Есть ли у вас ритуалы или что-то такое, что даёт спокойствие на соревнованиях?
А.: У меня лично есть, конечно. Но обо всех я не могу рассказать. Есть определённые правила, выработанные с годами. Допустим, что-то я должен сделать перед стартом. За определённое время я должен выйти на гонку. Есть конкретный план, который надо выполнить перед гонкой, чтобы во время гонки быть спокойным. То же самое касается дня перед гонкой, уже отработана система, которуя я исполняю, понимая, что она работает. Можно сказать, что это какое-то суеверие.
Нюансов очень много, их очень сложно представить. Чтобы выиграть Олимпийские игры, мелочей нет. Ты заранее продумываешь ход гонки, в какой момент ускориться или сделать отрыв. Или на марафон продумываешь каждый километр, расписываешь напитки, которые будешь пить на каждом пункте питания. Если не подготовишься заранее, не будешь придерживаться плана, ты не сможешь выиграть гонку, тем более стать олимпийским чемпионом.
М.: Приметы и суеверия типа студенческих лыжникам не всегда подойдут. Например, не мыться перед гонками или что-то в этом роде. Когда ты бежишь «Тур де Ски» в течение недели, это очень сомнительные действия. Но у каждого спортсмена есть определённые задачи, когда он встаёт утром перед гонкой, чтобы чувствовать себя спокойным на выступлении. А если случаются незапланированные ситуации, что могут вывести из равновесия, главное — вовремя себя поймать, убедить, что всё нормально, что этот недочёт ничему не помешает.
— Как вы относитесь к уравниванию дистанций у мужчин и женщин в лыжных гонках?
М.: К уравниванию дистанций отношусь не очень положительно. Я не считаю, что девочки не смогут пробежать 50 км, мы делаем это на тренировках. Проблема в том, что женский и мужской организмы разные. На Кубке мира идут гонки одна за одной. Мужчины могут быстро восстановиться. Девушке нужно больше времени, чтобы после такой нагрузки восстановиться. Могут произойти наложение нагрузки друг на друга и переутомление. Возможно, FIS будет это учитывать, составляя календарь. То, что мальчики будут бегать теперь 10 и 20 км, мне кажется глупым, если они не могут разобраться между собой за 15 и 30 км.
А.: FIS принимает решения одним или двумя людьми, которые находятся в федерации. О таких нововведениях нужно спрашивать у спортсменов, устраивать голосование. После объявления о решении 80–90 процентов атлетов против уравнивания дистанций. Мужчины и женщины должны отличаться, мужчины должны бегать по своим дистанциям, женщины по своим. Сокращение длины для мужчин — это полнейший бред, потому что 10 км — это, можно сказать, уже спринт. И каждый год добавляются спринты. Раньше за дистанционную гонку на «Тур де Ски», на мини-турах давали 15, 10, 5 секунд, были также бонусные отсечки. Теперь их убирают и дают эти же баллы за спринты. Мне кажется, это неправильно.
— Александр, в связи с санкциями, наложенными на российский спорт, и лишением права участвовать в международных соревнованиях как вы относитесь к организации своих чемпионатов, куда можно приглашать спортсменов дружественных стран? Может быть, стоит переходить на новый этап развития спорта?
— Что касается международных соревнований, то хотелось бы всегда выступать и доказывать, кто лучший. Даже несмотря на то что не все иногда находятся в равных условиях. Всё-таки когда ты доказываешь свой престиж и уровень на турнирах, где участвуют все страны, то это совсем другие эмоции. И это то, для чего я тренируюсь. Пример — Олимпийские игры, когда ты можешь показать, что ты сильнейший лыжник.
На данный момент ситуация неоднозначная и непонятная. Надеюсь, что к зимнему сезону всё будет достаточо спокойно и мы сможем выступать на международных соревнованиях. Что касается соревнований в России, то это уже второй план. Если положение не изменится, то, конечно, будут организованы турниры с приглашением спортсменов других стран.
— Александр, что вы делаете, чтобы добиться столь высоких успехов в спорте?
— Чтобы добиться большого успеха не только в спорте, но в разных видах деятельности, например в учёбе, нужно очень много трудиться и не бояться ставить перед собой цели. На своём опыте я знаю, любую цель, которую ты поставишь, можно достичь. Надо сделать всё, независимо от обстоятельств. Уже знаю, что человек реально может сделать всё. Главное — желание, цель и трудиться, трудиться и ещё раз трудиться.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
А.: Как такового свободного времени практически не бывает. Даже после сезона, в так называемое «свободное время» с 15 апреля по 15 мая, мы также тренируемся, участвуем во встречах и решаем дела, накопившиеся за год. Даже один свободный день в этот период надо вспомнить. Даже не успеваешь всё сделать. Мы ещё должны пройти обследование перед сезоном. Но всё-таки для меня свободное время — это когда у меня тренировки спокойные. Когда мероприятия и встречи, я устаю больше всего (улыбается).
М.: Действительно, времени не очень много. Посвящаю его восстановительным процедурам, остальное — минут 30–40 в день — можешь посвятить себе, я обычно читаю книги.
— Есть ли у вас какие-то воспоминания или мысли, которые позволяют не угасать вашей внутренней силе и мотивации покорять новые вершины в спорте?
М.: Да, в спорте бывает разное. У меня был такой момент, когда я вообще не выступала два года из-за травм. Я всегда думала о том, ради чего я пришла в спорт и чего я хочу добиться. Я понимала, что всё равно этого добьюсь. Возможно, не сейчас. Но я буду работать дальше, и я это сделаю.
А.: Скорее всего, это цель, которую ты ставишь. И даже когда случаются внезапные обстоятельства и пропадает мотивация, кажется, что всё против тебя, — собираешь всю свою силу в кулак, перешагиваешь эти обстоятельства. Понимаешь, что есть только движение вперёд. Тренер говорит: можно сделать один шаг назад, но после сделать два шага вперёд.
— Александр, вы и ваша жена Анна учились в ПГУ. Будет ли следующее поколение Большуновых учиться в ПГУ?
— Замечательный вопрос. Я надеюсь, что это будет возможным. Тем более здесь такая прекрасная атмосфера и такие прекрасные люди.
Я хочу сказать большое спасибо ректору Александру Дмитриевичу Гулякову и всем преподавателям, которые помогают мне здесь учиться и развиваться не только в спортивной карьере, но и в образовательном педагогическом направлении. Здорово, что получается параллельно проходить обучение и заниматься спортом. Также выражаю огромную благодарность за такую тёплую встречу. Всегда, когда я приезжаю в Пензу, в университет, здесь встречают по-особому, не как везде. Приезжаю в ПГУ с огромным удовольствием, потому что понимаю, что меня здесь всегда по-настоящему ждут.
М.: Присоединяюсь к словам Александра. Спасибо университету за то, что он помогает добиваться наших результатов. Мы неотрывно от спорта учимся и получаем образование, это круто!
Записал Максим Битков,
«Университетская газета», № 5 (1778) от 30 июня 2022 года