Россияне с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно
Соответствующий федеральный закон подписал Президент России Владимир Путин.
Согласно документу, лица, признанные инвалидами I, II, III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, смогут получить образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов. Порядок, установленный законом РФ, будет таким же, как и для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.
Изменения вступят в силу уже с нового учебного года — 1 сентября 2022 года.
Социально значимую инициативу поддерживают и в вузах.
— Нередко бывает, что полученная инвалидность препятствует осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ранее полученной специальностью, так как меняется образ жизни, жизненные обстоятельства, — пояснила одна из членов рабочей группы законопроекта, председатель Всероссийского общества Союза дефектологов, начальник управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ Оксана Симакова.
В таком случае у человека должно быть право получить второе профессиональное образование соответствующего уровня за счет государства по иной профессии, чтобы в дальнейшем оставаться востребованным на рынке труда и иметь финансовую независимость, несмотря на имеющиеся ограничения по здоровью, уверена Оксана Симакова.
— Напомню, что начальное, среднее и высшее образование в России по закону являются бесплатными для людей с ограниченными возможностями, но только в случае, если это первое образование такого уровня, которое получает человек. Второе высшее образование, в том числе для людей с инвалидностью, которым необходимо переучиться на новую специальность с учетом имеющихся ограничений, на данный момент являлось платным. Не так давно мы с одной компанией проводили исследование, которое показало, что у нас очень много людей с инвалидностью в возрасте за 40 лет, и это те, кто раньше работал по рабочим профессиям, — рассказала Оксана Симакова.
После того как они, в силу заболевания или травмы, получают инвалидность, дальше работать по своим рабочим специальностям они не могут. Приобрести новую специальность для них в этом случае бывает затруднительно. Когда новая мера заработает, это может повысить их шансы на смену специальности и дальнейшее трудоустройство, признает Оксана Сергеевна: «Сейчас заниматься этим должны службы занятости, поскольку эти люди всё равно встают на учет как безработные и им должны предлагать возможности по переобучению. Однако это, конечно, расширит их возможности».
Отметим, в 2021 году на обучение по программам высшего образования было принято порядка 10 тысяч человек с инвалидностью. Число поступающих в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями с прошлого года увеличилось на 11% и достигло почти 9 тысяч человек. По данным мониторинга Минобрнауки на конец 2021 года, обучение по образовательным программам высшего образования проходили около 32 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья.
На базе российских вузов создана сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), которая функционирует в рамках госпрограммы «Доступная среда». Она включает более 590 вузов и филиалов. В Пензенской области РУМЦ создан на базе Пензенского государственного университета. Цель ресурсных центров — обеспечение в вузах страны условий, способствующих поступлению людей с ограниченными возможностями здоровья на программы высшего образования, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности.