Секреты обучения иностранных студентов русскому языку в ПГУ

07.06.2022 10:12

В России, 6 июня 2022 года, отметили 223-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в нашей стране и во всем мире отмечают День русского языка.

В 2011 году Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о ежегодном праздновании этого дня. Ни для кого не секрет, что русский язык — главный язык среди более чем 277 языков и диалектов, распространенных на территории Российской Федерации. Он же является государственным языком. Русский не прост в изучении, к тому же, он считается одним из самых сложных языков мира. Каждый гражданин Российской Федерации владеет русским языком, изучает его, старается быть грамотным человеком. Безусловно, всем, кто родился и постоянно проживает в России, намного проще с освоением тонкостей русского языка, чем иностранцам, прибывшим сюда на работу или учебу. В Пензенском государственном университете обучаются более 2 тысяч иностранных студентов, поэтому освоение ими русского языка является очень важным и приоритетным направлением в вузе. О том, как иностранцам помогают изучать язык, какие трудности возникают, о секретах подготовки нам рассказала Ольга Барабаш — заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный» Пензенского госуниверситета.

— Насколько трудно иностранца научить русскому языку?

— Русский язык — один из богатейших и красивейших языков мира, и, конечно, он был и остается для иностранных граждан одним из наиболее привлекательных, хотя и непростых для изучения, языков.

Для того, чтобы научить иностранца русскому языку, необходимо сочетание следующих условий: профессиональные качества педагога; наличие достаточного количества часов, выделенных для овладения языком на соответствующем уровне; верно подобранная программа, учитывающая национально обусловленную специфику обучающихся.

Для иностранных студентов, получающих в ПГУ медицинское или инженерное образование, владение русским языком является залогом успешного включения в образовательный процесс. Поэтому основная задача в обучении этих студентов — в довольно сжатые сроки сформировать у ребят базовые умения использования русского языка как средства бытовой и профессиональной коммуникации. Основные трудности в этом процессе связаны, прежде всего, с недостаточным количеством учебных часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом. При этом сами студенты осознают потребность в овладении русским языком и проявляют живой интерес к мероприятиям, связанным с изучением русского языка и русской культуры.

В ПГУ есть и студенты-лингвисты, специально приезжающие в Пензу из различных стран мира, чтобы изучать русский язык. Кафедра «Русский язык как иностранный» является выпускающей по таким направлениям, как «Лингвистика. Теория и практика межкультурной коммуникации» (бакалавриат) и «Филология. Русский язык как иностранный» (магистратура). Даже в такое непростое время, в эпоху пандемии и информационных войн, обострившихся на международной арене, преподавателями кафедры удается поддерживать интерес иностранных студентов к русскому языку, к получению образования в России. Ребята с удовольствием погружаются в мир русского слова, изучают современные лингвистические теории, готовясь стать будущими учителями.

— Какое слово или, возможно, термин традиционно вызывает затруднение в произношении или понимании у ребят из далеких стран?

— Трудности, с которыми сталкиваются иностранцы, изучающие русский язык, можно дифференцировать в соответствии с уровнями самого языка. Так, при освоении фонетики и норм произношения студентам обычно нелегко даются согласные звуки, отличающиеся от звуков родного языка; гласный звук Ы, особенно в сочетании с И (как, например, в слове «выигрывать»). Сложности вызывает разноместное и подвижное русское ударение, редукция гласных. Ребята признаются, что им трудно запомнить и выговорить слово «беспрецедентный» и некоторые причастия (например, «приготовившиеся к уроку»), а также научные термины, образованные путем сложения нескольких основ («височно-нижнечелюстной сустав»).

Согласитесь, что произношение этих слов порой вызывают затруднения не только у иностранцев, но и у носителей русского языка.

Грамматические трудности связаны с выбором предлогов, например, почему нужно говорить и писать «НА концерт», но «В кино»?

Любопытно, что иностранные студенты говорят о том, что у них есть любимые слова в русском языке, которые кажутся им особенно красивыми: «здравствуйте», «прекрасно», «спокойно», «душа», «осень».

Русский язык сложный, многогранный, но этим он и привлекателен. Разобраться в семантике глагольных приставок, разграничить значения омонимов, понять игру смыслов, образуемую употреблением многозначного слова в поэтическом тексте, — каждый шаг в изучении русского языка сопряжён с небольшим, но интересным открытием…

— Преподавателям кафедры «Русский язык как иностранный» удается привить студентам не просто желание изучать язык Пушкина и Лермонтова, но и сделать это на таком высоком уровне, чтобы воспитанники побеждали на олимпиадах и конкурсах. В чем секрет такой подготовки и каковы значимые результаты студентов за последнее время?

— Преподаватели кафедры прививают иностранным студентам интерес и уважение к русскому языку, русской культуре, активно привлекая обучающихся к участию во всероссийских и международных образовательных и культурно-просветительских мероприятиях, организуемых ПГУ и другими вузами. В этом году восемь наших студентов стали победителями всероссийских олимпиад по русскому языку как иностранному. Это студенты гр. 18ИБЛ1 Азадова Инобат, Кадырова Сайяра, студент гр. 19ИБЛ1 Ли Шутянь, студенты гр. 20ИБЛ1 Туиту Хемза, Мадримова Хилола, Ходиев Мухаммадсафо, студентка гр. 21ИБЛ1 Иномжонова Махина, а также студенты медицинского института Праджапати Свапнил и Шах Джигар.

Мы гордимся тем, что в настоящее время Ли Шутянь, один из наших лучших студентов, уже работает в школе № 78, где обучает пензенских школьников китайскому языку. Мог ли подумать юный гражданин Китая, отправляясь на учебу в Россию, что будет преподавать в российской школе? На уроки китайского языка школьники идут с удовольствием! И, безусловно, русский язык послужил для ребят объединяющим началом.

— Не секрет, что изучение языка всегда опирается на литературу, культуру, искусство. Кого из русских поэтов или писателей с наибольшим интересом читают иностранные студенты? Может быть, у каждой страны свои предпочтения?

— Ребятам нравится читать Чехова, Толстого, Лермонтова, Фета. Из поэтов Серебряного века особенно нравятся Пастернак и Гумилев:

И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае…

Однако для большинства иностранных студентов любимым русским поэтом и писателем является, конечно же, А. С. Пушкин!

— Поддерживаете ли контакты с выпускниками кафедры? Возможно, кто-то из них после окончания ПГУ преподает русский язык у себя на родине?

— Да, многие из выпускников преподают русский язык в школах и в вузах у себя на родине, другие стали переводчиками, кто-то служит в посольстве или работает в Министерстве образования в своей стране. Конечно, преподаватели кафедры поддерживают связь со своими выпускниками, которые даже спустя много лет продолжают принимать участие в кафедральных конференциях, присылают поздравления с праздниками и говорят много добрых и теплых слов в адрес своих учителей русского языка.

» Последнее в рубриках:
21.01.2025 15:20 В ПГУ стартовал очный тур олимпиады «Будущие исследователи — будущее науки»: свыше 250 школьников проверили свои знания по математике
20.01.2025 08:33 Директор Педагогического института ПГУ Ольга Сурина рассказала о правилах поступления в вуз
10.01.2025 08:39 Дни открытых дверей в ПГУ
23.12.2024 17:20 В ПГУ впервые провели курсы повышения квалификации по программе начального обучения самбо
13.12.2024 09:41 Как поступить в вуз без стресса: тонкости подготовки от эксперта ПГУ
10.12.2024 09:24 Студенты ПГУ — получатели стипендий Президента и Правительства РФ
09.12.2024 16:29 Студенты ПГУ представили проект в финале программы развития молодёжного предпринимательства «Я в деле»
06.12.2024 15:07 Мединститут и его директор: интервью с А.Н. Митрошиным
06.12.2024 08:42 Опубликовано учебное пособие «English grammar for university students» с грифом ПГУ
05.12.2024 10:51 «Мединститут — биомедицинский кластер Сурского края»: в ПГУ начала работу международная конференция «Актуальные проблемы медицинской науки и образования»