«Химия — наука, способная творить чудеса»: в День химика рассказываем о подготовке специалистов в ПГУ
В России День химика отмечается в последнее воскресенье мая. В 2022 году праздник приходится на 29 мая и проводится официально в нашей стране уже в 42-й раз.
В Пензенском государственном университете азам химической науки студентов учат на двух кафедрах — кафедре «Химия» Политехнического института и кафедре «Химия и теория и методика обучения химии» Педагогического института им. В. Г. Белинского.
Доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Химия» Юрий Перелыгин возглавляет кафедру с 1995 года. Профессор Перелыгин отмечает, что первой лекцией, прочитанной в Пензенском индустриальном институте сразу после его основания, была именно лекция по химии доцента П. М. Перовского.
Сейчас преподаватели кафедры ведут занятия у студентов Политехнического института и у будущих врачей из Медицинского института.
«Для студентов технических направлений подготовки и специальностей мы преподаем общий курс химии. В зависимости от специальности наполнение курса имеет свои особенности. У студентов Медицинского института химии много, более широкий спектр», — рассказывает Юрий Перелыгин.
Кафедра «Химия» ежегодно проводит конференцию студентов, приуроченную ко Дню химика. Обучающиеся готовят и защищают научные работы, лучшие из которых публикуются в научных сборниках.
Юрий Петрович ведет большую работу по подготовке молодых кадров в науке, под его руководством защищено 14 кандидатских и докторская диссертации.
По мнению Юрия Перелыгина, интерес к химии закладывает школьный учитель.
О том, как осуществляется подготовка учителей химии в Педагогическом институте им. В. Г. Белинского ПГУ, рассказала кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой «Химия и теория и методика обучения химии» ПГУ Наталия Волкова.
— Наталия Валентиновна, кафедра осуществляет подготовку учителей химии. Что главное в подготовке высококвалифицированного учителя?
— Подготовка учителя химии является сложной многоплановой задачей — успешность её решения зависит от многих факторов. На школьном этапе обучения важно сформировать устойчивый интерес к изучению химии, который бы перерос в мотивированный выбор предмета химии в качестве сферы будущей профессиональной деятельности. С этой целью преподаватели ПГУ проводят разнообразные профориентационные мероприятия, мастер-классы, встречи со школьниками.
В процессе подготовки учителя требуется ещё и развитие интереса к педагогической деятельности, то есть соответствующая работа над формированием мотивационной сферы. Конечно же, будущих учителей преподаватели готовят своим примером. Наш секрет — честно и добросовестно трудиться, вкладывая силы и душу в процесс воспитания и обучения студентов. Я процитирую Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Кафедра «Химия и теория и методика обучения химии» (ХиТиМОХ) является выпускающей по направлениям подготовки 04.03.01 «Химия» (профиль «Аналитическая химия»), 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Химическое образование»), а также участвует в подготовке бакалавров направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Биология, Химия»).
На сегодняшний день основная задача кафедры — подготовка бакалавров химии, обладающих необходимыми компетенциями для научной, производственной и инновационной деятельности и высококвалифицированных учителей химии, владеющих современными технологиями обучения.
Выпускники кафедры конкурентоспособны на рынке труда. В нашем регионе есть немало рабочих мест, связанных с химией. Кафедра готовит кадры для ведущих предприятий Пензенского региона: ООО «Тяжпромарматура», ПО «Старт» имени М.В. Проценко, АО «Биосинтез», АО «ПО «Электроприбор», аналитических лабораторий ООО «Горводоканал», «Газпром», «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», экспертных лабораторий правоохранительных органов, «Россельхознадзор», Метеостанция г. Пензы и др. Профессорско-преподавательский состав непрерывно совершенствует методики обучения преподаваемым дисциплинам.
— Насколько практикоориентирована сейчас подготовка?
— В процессе становления конкурентоспособного специалиста практическая подготовка не менее важна, чем овладение прочными теоретическими знаниями. Это особенно актуально для химика. С целью подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями, имеющих опыт работы на серийном оборудовании, кафедрой заключены договоры о практической подготовке обучающихся с АО «Биосинтез», АО «ПО «Электроприбор», ООО «Горводоканал», Научно-исследовательским электротехническим институтом. Ежегодно часть студентов выполняет ВКР на базе указанных предприятий. Задача кафедры — увеличение доли работ, выполняемых по заявкам предприятий, профессиональная ориентация и трудоустройство выпускников по специальности.
Особое место практика занимает в подготовке будущего учителя. В соответствии с требованиями образовательных стандартов практическая подготовка педагогов начинается уже на первом курсе и включает в себя не только лабораторные и практические занятия, но и учебные и производственные практики, которые реализуются в ведущих образовательных организациях Пензы и Пензенской области. Практики направлены не только на совершенствование знаний в психолого-педагогической или предметной области, они позволяют студентам понять специфику работы в образовательных организациях, научиться общению с детьми, осознать себя в профессии учителя.
— Как вы оцениваете интерес абитуриентов к химии и уровень их базовой подготовки по предмету?
— Уровень подготовки абитуриентов, поступающих на наши направления, может существенно различаться. К нам приходят и абитуриенты, получившие 100 баллов на ЕГЭ, и выпускники с более скромными достижениями. Средний балл ЕГЭ поступивших на направление «Химия» в 2021 году — 62. Это хороший результат, который позволяет студентам уверенно осваивать программу высшего образования. Могу отметить, что «случайных» людей среди наших студентов практически нет. К нам приходят те, кто искренне интересуется химией и желает связать свою профессию с этой наукой.
— Есть ли какой-то секрет, как заинтересовать школьника химией настолько, чтобы он выбрал ее основой своей будущей профессии?
— Химия манит возможностью проникнуть в суть процессов, протекающих в природе и быту, понять, как устроен мир. Как правило, интерес к химии лучше всего развивает демонстрация химических процессов и явлений, химический эксперимент. Сейчас для этого есть масса возможностей: видеодемонстрации эксперимента на просторах Интернета, наборы «Юный химик», описание эксперимента, который интересующиеся школьники могут выполнить дома самостоятельно. Но для осознанного выбора профессии интереса к эксперментаторству недостаточно. Мотивацию к получению профессии, связанных с химией, у учеников зачастую формируют учитель или родители. И, конечно же, преподаватели университета в тесном сотрудничестве со школами.
— Кафедра работает в тесном контакте со школой, осуществляет кураторство и непосредственную подготовку одаренных ребят к олимпиадам. Насколько важно такое направление деятельности для вуза?
— Большое внимание на нашей кафедре уделяется профориентационной работе. Преподаватели принимают участие в проведении Дней открытых дверей ПГУ, Университетских суббот, организуют профориентационные встречи с учащимися школ Пензы и области. В рамках сотрудничества с образовательными организациями проводятся сборы по химии, организованные управлением образования Пензы. С 2016 года кафедрой организуются Региональная олимпиада по химии и Региональная научно-практическая конференция по химии среди школьников Пензенской области. Еще одна форма работы, которая сейчас развивается, — Школа юного химика. Профориентационная работа исключительно важна для привлечения в университет хорошо подготовленных абитуриентов, мотивированных на добросовестную учебу, участие в проектной и научно-исследовательской деятельности.
— Каковы перспективы развития химии как науки в мировом масштабе?
— Химия — наука, уровень развития которой определяет благосостояние общества. Мы не можем представить себе комфортной жизни без эффективных косметических средств, бытовой химии, удобной одежды и мебели, современных гаджетов.
Развитие человеческой цивилизации стало возможным лишь после того, как люди научились использовать химические процессы (например, горение), добывать и применять химические вещества. Мировой прогресс и в дальнейшем немыслим без развития химии. Ведущие лаборатории мира работают над созданием новых материалов для машиностроения, строительства, электроники, легкой и пищевой промышленности и т.д. Ежегодно синтезируются новые лекарственные препараты, которые помогают бороться с тяжелыми заболеваниями.
— День химика, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье мая, — хороший повод сказать слова напутствия тем студентам, которые прикасаются к этому уникальному предмету или ведут научные исследования в области химии. Что пожелаете подрастающему поколению исследователей?
— Всем студентам Пензенского государственного университета желаю смело идти к поставленным целям, верить в свои силы и легко осваивать науки. И пусть знания, полученные в стенах ПГУ, помогут вам успешно реализовать себя в профессиональном и личном плане. Помните, что химия — наука, способная творить чудеса!