Лейла Гамидуллаева: «Современной индустрии туризма требуются лидеры-управленцы с предпринимательским складом ума»

24.05.2022 14:22

Сфера туризма и гостеприимства в нашей стране прошла серьезные испытания и претерпела значительные изменения из-за COVID-ограничений, внешних санкций и прочих факторов. Однако туризм относится к отраслям экономики, которые очень быстро восстанавливаются после кризисных явлений, поскольку потребность в путешествии носит устойчивый характер и не может быть заменена предложением каких-либо других альтернатив.

Как же изменилась сфера туризма и гостеприимства за последние годы? Какие тренды развития вышли на первый план? Поменялись ли предпочтения людей? Продолжают ли они путешествовать? Насколько перспективно сегодня работать в туризме? Об этом и многом другом нам рассказала зав. кафедрой «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Института экономики и управления Лейла Гамидуллаева. Именно кафедра МКиСО уже много лет осуществляет подготовку бакалавров по направлению 43.03.02 «Туризм».

— Лейла Айваровна, насколько актуально утверждение, что туризм — профессия будущего?
— В наше время появляется очень много новых профессий, а старые исчезают. Выбирая профессию туризма, люди отдают предпочтение перспективной специальности и будут более востребованы на рынке труда после окончания обучения, так как данных профессионалов пока недостаточно. Стремительные непрерывные изменения в индустрии туризма и гостеприимства, вызванные появлением новых технологий и цифровых сервисов, переформатированием бизнес-процессов, пандемией и прочими факторами, оказывают сильнейшее воздействие на рынок труда, формируют спрос на специалистов, стремящихся в течение всей жизни профессионально совершенствоваться. Современные реалии ставят перед отраслью новые задачи организации отдыха и путешествий по индивидуальным запросам клиента, с учетом его предпочтений, состояния здоровья и т. п.

— В 2021 году Высшая школа экономики совместно со Сбером выявили самые перспективные на ближайшее время профессии, в их числе менеджер по управлению доходами в индустрии туризма и гостеприимства, а также менеджер по формированию впечатлений.
— Это действительно так. Кроме того, по мнению экспертов, будет расти спрос на специалистов в сегментах семейного туризма, образовательного туризма, осознанного экотуризма, на игрофикаторов туристического опыта, разработчиков интеллектуальных туристических систем и тур-навигаторов. Как следствие, современной индустрии туризма требуются высококвалифицированные лидеры-управленцы с предпринимательским складом ума для создания новых бизнес-моделей и понимания изменений в технологиях и потребительских предпочтениях.

— Говорит ли усиление мер государственной поддержки туристической отрасли, которые можно назвать прорывными, о переосмыслении роли туризма в развитии экономики?
— Да, вы правы. Переосмысление действительно произошло. Этому немало подтверждений. В 2020 году в России начал действовать национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», мероприятия которого направлены на активное стимулирование развития отрасли, путешествий россиян по родной стране. Финансовое обеспечение реализации национального проекта запланировано на срок до 10 лет в размере 2 трлн 578 млрд руб. В рамках первого этапа, который планируется реализовать до 2024 года, на туризм из бюджета выделят 219 млрд руб., а еще 600 привлекут со стороны частных инвесторов. А это еще раз напоминает нам о том, что для прорывного развития индустрии туризма и гостеприимства актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных кадров.

— На ваш взгляд, насколько сфера туризма восприимчива к кризисным явлениям и насколько быстро способна восстанавливаться?
— У современного человека туризм все чаще ассоциируется не просто с возможностью интересно провести свободное время или отдохнуть от работы, а становится настоящей потребностью. Именно поэтому сфера туризма преодолевает все кризисы и препятствия, последовательно переходя на новый качественный уровень.

Отложенный из-за пандемии COVID-19 спрос является значимым фактором роста туристической отрасли в среднесрочной перспективе. И главное — нельзя не отметить беспрецедентный рост внутреннего туризма благодаря серьезной поддержке государства, включающей субсидии, льготные кредиты, финансирование строительства транспортной и туристской инфраструктуры и реализацию программы туристического кешбэка за путешествия по России. При этом потенциал развития внутреннего туризма России безграничен, ведь мы живем в самой большой стране мира с уникальным историческим, культурным, природно-рекреационным достоянием!

— Специалисты выделяют актуальную тенденцию: креативная экономика, туризм и маркетинг — неразрывная триада. Как можете это прокомментировать?
— Креативная экономика — это новый этап социально-экономического развития общества, который приобрел масштабы глобального тренда в экономических и культурных процессах. И именно в сфере туризма проявляются ее методологические и инструментальные преимущества. Креативные индустрии позволяют регионам усиливать свой туристский потенциал, создавая туристические кластеры, объединяющие различные группы стейкхолдеров. В свою очередь для успешного развития отрасли туризма необходим брендинг территории, а это «высший пилотаж» маркетинга. Именно из корпоративного маркетинга и была заимствована идея маркетинга территории через формирование бренда. Также важно, что туризм — это еще и бизнес, где нужно уметь работать с потребительскими ценностями и управлять продвижением туристских продуктов и услуг. Поэтому специалисты по туризму — это, прежде всего, высококлассные маркетологи, специалисты по продвижению и брендингу.

— Подвержена ли индустрия туризма цифровой трансформации?
— Цифровизация — ключевой элемент развития туризма на всех этапах цепочки создания стоимости туристского продукта. Технологические тренды — интернет-вещей (IoT), чат-боты, онлайн-платформы, виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) формируют будущее развития туризма. Тенденция повсеместной и стремительной дижитализации travel-услуг создает новые требования к индивидуализации, децентрализации и безопасности управления туристскими продуктами. Это побуждает участников рынка формировать экосистему цифровых сервисов в туризме, с помощью которой потребителям предоставляется возможность создавать уникальный туристический опыт с улучшенной виртуальной реальностью или самостоятельно проектировать индивидуальные туры, используя мобильные приложения или компьютерные программные системы, выбирать туристический маршрут, бронировать гостиницу, осуществлять безопасные платежи и т.п.

К мировому тренду в туризме по праву относят также «революцию впечатлений» (онлайн отзывы, контент, генерируемый туристами), что требует от специалистов в сфере туризма навыков и компетенций в области бизнес-аналитики и цифрового маркетинга.

— Ощущает ли туристическая отрасль кадровый голод сегодня?
— Аналитики действительно говорят о кадровом голоде в отрасли и о смене приоритетов: интерес сосредоточился на России. На вес золота сегодня ценятся управленцы с качественным профильным образованием в сфере туризма, способные выводить бизнес «в плюс», создавать и руководить собственным бизнесом, а также занимать руководящие должности в государственных, муниципальных или частных организациях. На сайте hh.ru по состоянию на 16 мая текущего года опубликовано 2 306 вакансий в разделе «Туризм» с заработной платой до 350 тыс. руб. Туризм сегодня — это высокооплачиваемая и престижная работа!

— Как проходит подготовка по направлению «Туризм» в ПГУ?
— Пензенский государственный университет осуществляет набор на образовательную программу бакалавриата «Туризм», которую на протяжении многих лет реализует кафедра «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания». Кафедра накопила колоссальный научно-практический и учебно-методический опыт в области маркетинга и туризма, что позволяет ей готовить высококвалифицированных специалистов для туриндустрии, которые реализуют свой потенциал как в Пензенской области, так и далеко за ее пределами, в том числе, во многих зарубежных странах. Кафедрой эффективно выстроены устойчивые взаимоотношения и сотрудничество с региональными органами государственной власти, профильными министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями. Это позволяет профессорско-преподавательскому составу быть в курсе последних изменений в туризме, систематически повышать квалификацию и адаптировать образовательные курсы под новые веяния и тенденции, происходящие в туристической отрасли, учитывая при этом меняющиеся требования работодателей и запросы рынка.

Обучение строится с учетом современных глобальных и национальных тенденций развития индустрии туризма и экономических трендов. Учебный план позволяет реализовать комплексное изучение всех базовых направлений бизнеса индустрии туризма и гостеприимства — управление гостиничными предприятиями, туристическими компаниями, развитие туристических центров, организация экскурсионного сопровождения. Выпускники программы получают необходимые знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, в том числе, цифрового маркетинга, иностранных языков, информационных технологий и др.

По завершении обучения студенты владеют комплексным видением развития туризма, прочными знаниями и умением специализироваться в более прикладных сферах туризма (финансовых, информационных, технических, организационных, коммуникативных и др.).

Преподаватели программы бакалавриата – действующие практики и эксперты отрасли. В программе обучения предусмотрены выездные тренинги, мастер-классы и встречи со специалистами сферы туризма и гостеприимства, образовательные туры, практики и стажировки в организациях индустрии туризма и гостеприимства. Это обеспечивает последующее успешное трудоустройство по специальности, что и подтверждает официальная статистика.

Выбирая, какое образование получить, надо мыслить не категориями ближайших 5 лет, а планировать на 10-15 лет вперед. В свете современных тенденций на рынке труда и в экономике оказываются не востребованы многие специальности, связанные с отраслями, в которые пришла автоматизация процессов. По мнению экспертов, будущее за креативной экономикой, и туризм как одна из наиболее быстро развивающихся сфер услуг занимает в ней важное и прочное место.

» Последнее в рубриках:
21.11.2024 17:55 В ПГУ завершился федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»
19.11.2024 08:17 В ПГУ запущены новые образовательные программы на английском языке по психологии и электроэнергетике
18.11.2024 14:32 Студенты Медицинского института приняли участие в олимпиаде по кардиологии
18.11.2024 11:40 В ПГУ написали Географический диктант
18.11.2024 11:38 На ФВТ состоялось традиционное родительское собрание
18.11.2024 09:18 Завкафедрой НиМЭ ПГУ Игорь Пронин принял участие в заседании Ассоциация вузов ЭКБ
15.11.2024 16:43 ПГУ награжден по итогам конкурса «100 лучших товаров России» за успехи в области качества
15.11.2024 11:14 В ПГУ состоялось заседание регионального отделения Пензенской области Российского общества «Знание»
15.11.2024 09:02 Представители ПГУ приняли участие в III Всероссийском форуме технологического предпринимательства
13.11.2024 11:42 Центр дополнительного образования Института физической культуры и спорта ПГУ открывает возможности перенять новые знания и опыт у профессионалов