Победители конкурса «Моя законотворческая инициатива» рассказали, чем для страны будут полезны их проекты
Студенты Юридического института Пензенского государственного университета Алена Баклашкина и Дмитрий Лёвкин привезли награды из Москвы. Они стали победителями Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Проекты ребят поддержал научный совет конкурса. Их идеи могут лечь в основу поправок, дополнений и даже новых статей в существующем законодательстве Российской Федерации.
О том, как и почему они решили исследовать проблемы правового регулирования технологий Deepfake в интернет-пространстве и изучать проблему правового регулирования новых средств индивидуальной мобильности — читайте в нашем интервью.
Алена Баклашкина: «Я подготовила законопроект, чтобы в законодательстве появилось новое понятие — "средства индивидуальной мобильности". Так мы сможем юридически защитить и обезопасить сотни людей».
— Алена, расскажите о своем проекте: чему он посвящен, чем его реализация может быть полезна?
— Мой проект «Новый транспорт для нового поколения: средства индивидуальной мобильности» посвящен, как видно из названия, изучению средств индивидуальной мобильности. К ним я отнесла электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие устройства с электродвигателями, предназначенные для движения. Например, в нашем законодательстве понятия «средства индивидуальной мобильности» не существует, соответственно всё, что с этим связано, не регулируется. Тем временем статистика нам выдает ужасающие цифры. Обладатели устройств с электродвигателями сами становятся жертвами аварий и калечат других людей, к сожалению, есть и летальные исходы. Поэтому я подготовила законопроект, чтобы данная сфера была урегулирована.
— Получит ли ваша инициатива практическое применение? Поддержали ли его на региональном уровне и в масштабах страны?
— Да, конечно. У меня цельный проект редакции правил дорожного движения. Его можно внедрять. Мы получили поддержку от Ольги Александровны Чистяковой — депутата Законодательного Собрания Пензенской области. Ей понравилась наша инициатива, но проблема заключалась в том, что в области отсутствует какой-то единый кодифицированный акт, посвященный правилам дорожного движения. Для этого требуются изменения на федеральном уровне. Мы приняли решение представить наш проект на конкурс, чтобы быть услышанными.
— Оправдал ли конкурс ваши ожидания, помог ли продвинуть вашу инициативу?
— В первую очередь, мы были услышаны. Жюри по достоинству оценило наш проект. Нас наградили именными знаками отличия «Депутатский резерв», а это означает, что наш законопроект примут к сведению в Государственной Думе РФ и рассмотрят его как возможную редакцию для ПДД.
— Как давно работаете над проектом?
— Впервые я его начала развивать осенью 2021 года. Я готовилась к участию в конкурсе академических дебатов. Это мероприятие ежегодно организовывает Саратовская государственная юридическая академия. Далее я продолжила развивать свою идею, позже моя работа вылилась в отдельный проект, определенную концепцию.
— Как планируете дальше развивать проект?
— Осенью следующего года я стану участником Всероссийского форума «Наука будущего — наука молодых». Мой проект будет дополнен, усовершенствован, и, разумеется, я надеюсь на победу.
Дмитрий Лёвкин: «Моя работа будет способствовать разрешению проблемы правового регулирования технологии Deepfake в интернет-пространстве».
— Дмитрий, расскажите о своем проекте: чему посвящен, чем его реализация может быть полезна?
— Deepfake (от англ. deep learning — «глубокое обучение» и fake — «фальшивый») — реалистичная манипуляция аудио-, фото- и видеоматериалами с помощью искусственного интеллекта для достижения максимального сходства с реальными изображениями и звуковыми дорожками. В мире есть многочисленные примеры подобной фальшивой информации, когда люди, заинтересованные в том или ином Deepfake, создают такой продукт. Их действия ведут к негативным последствиям — это и есть их конечная цель. Наказания на законодательным уровне пока что не существует. Именно поэтому я решил исследовать этот пласт, привлечь внимание общественности к этой проблеме. Я считаю, что несколько поправок в закон в будущем могут предотвратить конфликты между политиками, целыми странами. Deepfake — это инструмент информационной войны.
— Что предшествовало вашему исследованию?
— Современный мир движется в сторону технологического прогресса, мое исследование продиктовано временем. Информация — это оружие. Политики и все страны мира должны обеспечивать свою информационную безопасность. Deepfake — угроза ей.
— Чем полезен проект? Получит ли он реализацию на практике?
— Deepfake — это информационное оружие в руках людей. Человек, распространяющий подобную ложную информацию, также должен нести ответственность за свои действия. В моих планах, чтобы к действующему законодательству ввели пару пунктов, которые будут регулировать эту проблему.