Целевой прием, институт наставничества и любовь к профессии: оптимальная формула подготовки учителей
«Педагогическое образование» вошло в тройку направлений-лидеров, которые выбирают абитуриенты. Такие итоги в своем исследовании представила Высшая школа экономики.
По данным ВШЭ, в приемную кампанию 2021 года самыми популярными направлениями стали «Здравоохранение», «Информатика и вычислительная техника», «Педагогическое образование», «Юриспруденция» и «Экономика». Впервые абитуриенты, планирующие стать учителями, обогнали по числу тех, кто поступал на юридические направления.
В Пензенском государственном университете подготовку учителей ведет Педагогический институт им. В. Г. Белинского. В структуре института три факультета: историко-филологический; педагогики, психологии и социальных наук и факультет физико-математических и естественных наук. Учителей физической культуры готовит Институт физической культуры и спорта ПГУ.
По результатам приема — 2021 по укрупненной группе «Образование и педагогические науки» в рамках контрольных цифр приёма в ПГУ поступило 245 человек. Примерно столько же зачислено на платной основе. Самыми популярными педагогическими направлениями среди абитуриентов стали «начальное образование», «математика», «русский язык и литература», «английский язык».
Возрастает спрос на педагогическое образование и среди иностранных абитуриентов. К примеру, в текущем учебном году ряды будущих педагогов пополнили 116 представителей иностранных государств.
По словам директора Педагогического института им. В. Г. Белинского Ольги Суриной, современного учителя можно подготовить, только опираясь на передовые подходы. При этом она высказала мнение о необходимости особого внимания к структуре целевого приема.
В университете реализуется целевая программа «Создание инновационного образовательного центра подготовки педагогических кадров — "Учитель цифрового общества"». В рамках программы оборудуются современные рабочие места учителя-предметника. «Студенты еще в процессе обучения должны быть максимально погружены в профессию. Проект «Учитель цифрового общества» представляет собой полное воссоздание образцового места современного учителя. Мы должны показать нашим студентам все, что может пригодиться в работе. Здесь будущие педагоги в цифровой среде смогут на практике применить те знания, которые им дают преподаватели института», — добавила Ольга Сурина.
В школах региона ждут молодых специалистов. Свою профессиональную деятельность некоторые студенты начинают, еще обучаясь в университете.
Студентка ФФМиЕН Татьяна Герасимова в этом году оканчивает бакалавриат вуза и также уже работает в школе. «Пошла работать в школу при первой же возможности, потому что, считаю, это мое призвание. Мне нравится отвечать на вопросы и показывать ребятам, как устроен мир. Я преподаю физику у семиклассников. Работа учителя в последнее время становится более престижной. Мы идем в ногу со временем — часто используем современные технологии на уроках, то есть и работать тоже становится интересней. В материальном плане меня работа устраивает. У молодых специалистов есть стимулирующие выплаты. В общем, если не бояться работать, то работать в школе можно и нужно!» — выразила мнение Татьяна Герасимова.
Ольга Петровна Сурина подчеркнула, что необходимо развивать институт наставничества в школах. «Многие студенты старших курсов уже работают в школе. Нагрузка большая, а ситуации могут возникнуть разные. На мой взгляд, к каждому начинающему учителю нужно прикрепить куратора из числа опытных педагогов, который будет ему помогать. Это позволит сделать процесс вхождения в профессию комфортным. Бывают случаи, когда одна конкретная ситуация может отбить желание работать в школе. Методическая помощь и развитие профессиональных компетенций, совет наставника для тех, кто только делает первые шаги, очень дорогого стоят», — прокомментировала она.
В вузе стараются оперативно реагировать на запрос работодателей. «Мы проводим анкетирование выпускников и потенциальных работодателей. Выясняем проблемы, выявляем "болевые точки" в подготовке педагогов. Оперативно стараемся восполнить пробелы за счет изменения содержания учебных программ, введения новых дисциплин в учебные планы», — сообщила Ольга Сурина.
В 2022 году на направление педагогического образования в рамках бюджетного приема Пензенский госуниверситет готов принять 347 абитуриентов.
Фото из личного архива Евгения Обушникова
01.02.2025 09:44 | Не стало Сергея Ивановича Неделько |
31.01.2025 15:16 | Международную деятельность рассмотрели на заседании Ученого совета ПГУ |
31.01.2025 11:17 | В ПГУ разрабатывают инновационное медицинское оборудование для диагностики рака молочной железы |
31.01.2025 10:22 | Представители ПГУ приняли участие в рабочем совещании по вопросам внедрения «Электронной карты компетенции выпускников» |
31.01.2025 09:01 | Поздравляем с 70-летним юбилеем профессора кафедры «Педагогика и психология» Павла Гагаева! |
30.01.2025 16:38 | Не стало ветерана Института международного сотрудничества Алексея Гончара |
30.01.2025 15:58 | Избраны заведующие кафедрами |
30.01.2025 15:23 | Ректор вручил награды сотрудникам ПГУ на Ученом совете |
30.01.2025 11:23 | Студенты Педагогического института ПГУ прошли «Педагогический марафон» в Центре знаний «Машук» |
29.01.2025 16:39 | Преподавателю ПГУ присвоено звание доцента |