«Поколения меняются, но настрой и подход у студентов те же»
25 января в России отмечают День студента (Татьянин день). В рамках праздника корреспондент информагентства «Пенза-Пресс» пообщался с преподавателями Пензенского государственного университета, которые порассуждали о современных студентах и поделились мнением о новых технологиях и организации учебного процесса во время пандемии.
«Если раньше мы учили студентов, то сейчас студенты учат нас»
Виталий Владимирович Гошуляк прошел путь от преподавателя до директора юридического института Пензенского госуниверситета, посвятив профессии 35 лет своей жизни. Сравнивая студентов разных лет, он отмечает, что век технологий сильно сказался на современных учениках.
«Студенты меняются. Сейчас они меньше читают художественную литературу, но больше продвинуты в цифровой сфере, и мы — педагоги — у них можем поучиться. Если раньше мы учили студентов, то сейчас студенты учат нас. Все они — разные. Большинство, конечно, желает получать знания и работать по своей профессии», — поделился Виталий Гошуляк. По его мнению, технологии повлияли и на учебный процесс.
«Раньше мы понятия не имели, что такое онлайн-лекции и семинары, что такое безбумажный документооборот. Здесь влияние непосредственное и значительное. Технологии упростили общение преподавателя и студента, но при этом не надо урезать живое общение. Я технологии рассматриваю как дополнение к основному образовательному процессу. Живое общение они не заменят», — рассказал педагог.
«Поколение в целом меняется, но общие настрой и подход остаются у студентов теми же»
Алексей Алексеевич Авдеев начал заниматься научно-исследовательской работой, когда еще сам был студентом, а после поступления в аспирантуру стал преподавать в вузе.
«Студент, несмотря ни на что, остается студентом. Может, поколение в целом меняется, но общие настрой и подход остаются у студентов теми же. Еще лет 10, а тем более — 15 назад, чтобы получить информацию, студенту нужно было искать спецлитературу, работать с ней, механизмы поиска были более трудоемкие, чем сейчас. С развитием цифровых технологий они стали доступнее, и это большой плюс. Естественно, и преподаватель должен под эти изменения подстраиваться. У преподавателя задача остается той же самой — это, в первую очередь, заинтересовать студента своим предметом, примером, рассказать, почему это важно и нужно, где применить знания на практике», — считает Алексей Авдеев.
«Учебник остается для студента удобным и важным подспорьем в подготовке»
Инна Анатольевна Питайкина прошла все уровни становления преподавателя, начиная от лаборанта. Сейчас она работает заместителем директора института экономики и управления по воспитательной и социальной работе в Пензенском госуниверситете. По мнению педагога, на сегодняшний день работа в высшей школе сильно изменилась.
«Эти изменения стали еще больше заметны в последнее время. Изменились и сами студенты, поменялись требования работодателей к выпускникам вузов. Если раньше студенты часами просиживали в библиотеке в поиске нужной информации для того, чтобы написать курсовую работу или диплом, то сейчас — интернет в помощь, как говорится. Тем не менее, учебник остается для студента удобным и важным подспорьем в подготовке», — пояснила Инна Питайкина, отметив, что также занимается данной работой.
После того, как в вузе из-за пандемии начали вводить дистанционное обучение, конференции и круглые столы начали проводить на цифровой платформе Zoom. Инна Питайкина рассказала, что у ее студентов есть возможность даже пообщаться с профессором из Австралии во время занятий в таком формате.
Источник: penza-press.ru