Ушел из жизни выдающийся выпускник ПГУ А.Е. Щербаков
Один из последних материалов об этом великом человеке посчастливилось подготовить «Университетской газете» Пензенского государственного университета.
«Мое пожелание студентам: с самого начала привыкать к самостоятельной работе»
Это рассказ о человеке, которому это слово — «выдающийся» — подходит не на сто, а, пожалуй, на всю тысячу процентов. Это Александр Евгеньевич Щербаков, в течение почти двух десятилетий стоявший во главе нашего города и вложивший всю свою душу в то, чтобы Пенза стала городом, которым мы сегодня любуемся и гордимся.
Неравнодушие
Изучая материалы о Пензе, то и дело встречаешь имя Александра Евгеньевича Щербакова. Дворец спорта «Рубин», зоопарк, велотрек, светомузыкальный фонтан, тропа здоровья… А еще — тысячи квадратных метров жилья и сотни километров дорог, словно по волшебству превратившихся из топей и болот в прямые и стройные улицы. Именно в те славные 19 лет, когда председателем горисполкома или, как сказали бы сейчас, главой города был Щербаков, Пенза и стала современным, красивым городом с многочисленными многоэтажками, скверами и фонтанами, широкими проспектами и мостами. Звание Почетного гражданина Пензы и Пензенской области Александр Евгеньевич получил по праву, как и четыре почетнейших государственных награды — два ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов и «Знак Почета». Но есть кое-что еще, что, пожалуй, дороже самых высоких орденов и титулов: признание и уважение горожан. Свой высокий пост Щербаков покинул более двадцати лет назад, а в городе о нем до сих пор помнят. И иногда даже советуют нынешнему руководству Пензы брать пример с Александра Евгеньевича.
Пожалуй, главное достоинство Щербакова в бытность его на посту главы города — неравнодушие. Все объекты, которыми он тогда занимался, Александр Евгеньевич воспринимал как дело глубоко личное, кровное. Рассказывают, что однажды из-за одного из таких особо значимых для города объектов он даже… едва не покончил с собой. Речь идет о дворце спорта «Рубин». Это сейчас Пенза по праву считается спортивной столицей Поволжья и числу и качеству имеющихся у нас всевозможных спортивных объектов могла бы позавидовать любая столица. А тогда, в 80-е, спортивных сооружений в городе остро не хватало, а уж ледовый дворец и вовсе был мечтой хоккейной Пензы. В книге «Это мой взгляд» А. Е. Щербаков рассказывает, как он вместе со своим заместителем Юрием Гришиным «выбивал» нужные подписи в Госплане: «…Вышли из кабинета. Я — серый или зеленый, не знаю. Был вне себя. А сидим в холле на девятом этаже. Говорю Юрию Максимовичу:
— Иди к Серову и говори, что Щербаков сейчас выбросится с девятого этажа. И скажи, что он у нас такой: если сказал, что выбросится, так и сделает.
И Гришин пошел. Серов вызвал подчиненных:
— Идите, посмотрите.
А я на самом деле готов был выброситься — на мне лица нет. Они посмотрели и доложили:
— Да, он выбросится.
И Серов подписал».
Не о таких ли, как Щербаков, написал когда-то поэт: «Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей…»?
Истоки
А. Е. Щербаков родился в 1928 году в Каменском районе, в знаменитой на весь мир Куваке. У него очень символичная дата рождения — 7 ноября. День, который на протяжении многих десятилетий был главным праздником страны. Конечно, у целеустремленного и умного, по-хорошему амбициозного человека в те времена не было иного пути, как связать свою судьбу с Коммунистической партией Советского Союза. Сегодня наследие Октябрьской революции и деятельность КПСС оценивают, конечно, по-разному. И все же нельзя не признать, что в людях той эпохи жил дух революционной романтики и созидания, устремленности к чему-то светлому и высокому. Судьбы людей того поколения — если говорить о людях, действительно «заряженных» на жизненный успех, — во многом схожи: школа, вуз, производство, партийная или советская работа. Таким этот путь оказался и у Александра Евгеньевича.
Но, пожалуй, рассказывая о начале становления Щербакова как личности, будет неверным не упомянуть о его семье. В своей книге Александр Евгеньевич рассказывает о том, что отец был справедлив, строг и молчалив, а мама зато успевала говорить за двоих. Но и много работать успевала тоже: сначала банщицей, потом прачкой. Возвращалась за полночь, шла пешком через весь город. «Жили мы плохо», — спокойно и просто пишет Щербаков. Тем не менее и сыну, и дочери родители сумели дать образование: сестра училась в Куйбышеве (ныне Самара), а Щербаков, как известно, окончил Пензенский индустриальный институт.
Именно в нашем вузе молодой человек встретил своих первых наставников, оказавших значительное влияние на формирование его будущих лидерских качеств. С огромной симпатией Щербаков пишет в своей книге об Игоре Борисовиче Матвееве, молодом преподавателе кафедры технологии машиностроения. «Интересный, оригинальный был человек, с элементами авантюризма», — пишет Щербаков. Матвеев, будучи человеком умным и эрудированным, сразу оценил потенциал студента Щербакова и потому, очевидно, подходил к нему особенно требовательно. В частности, дал ему очень необычную дипломную работу: разработку зубострогального станка на гидравлической основе. Дело в том, что направление «гидравлика», как вспоминает Александр Евгеньевич, тогда только «входило в моду». Оно, конечно, применялось в металлорежущих станках, но не в зуборезных, и как сделать такой станок, не знали даже ведущие конструкторы заводов. Естественно, диплом студента Пензенского индустриального института Щербакова «завис». И тогда И. Б. Матвеев применил «хирургический», фактически антипедагогичный прием: он назвал своего студента… дураком! Другой бы, наверное, обиделся, но Александр был не таков: острая критика его только раззадорила. «В конце концов, с муками, но проект был сделан», — резюмирует наш герой.
Таким образом, именно в стенах вуза, который впоследствии стал Пензенским государственным университетом, и закалялся характер будущего мэра Пензы.
Обыкновенная биография
Институт Щербаков окончил в 1951 году. Как тогда было принято, сразу со студенческой скамьи отправился на завод: работал на 2-м Пензенском арматурном заводе инженером-конструктором, затем — старшим инженером-конструктором, начальником энергомеханического отдела. Позже перешел на завод «Тяжпромарматура» и, надо сказать, сразу стал здесь главным инженером. Это в 27-то лет! Проработав в этой должности около 7 лет, был назначен директором одного из ведущих предприятий Пензенской области. И вновь позволим себе удивиться: «Тяжпромарматуру» Щербаков возглавил в 34 года! А через три года уже возглавил целый город. Невольно вспоминаются герои советских времен, в юном возрасте командовавшие полками и поднимавшие в атаку людей куда старше и опытнее себя. Это было поколение вождей, лидеров.
Прирожденным лидером был и Александр Евгеньевич. Очевидно, именно лидерские качества и позволили ему прийти «во власть»: с 1965 по 1984 год он, как мы уже сказали, трудился на посту председателя горисполкома. Почти два десятилетия руководства городом — пусть и не столичным «миллионником», но все же серьезным областным центром.
Под его руководством Пенза и стала тем «городом-садом», которым мы гордились и который только теперь начинает потихонечку возрождать былую славу самого зеленого города страны. Как тут не вспомнить слова другого поэта: «Не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить»!
Пензенский государственный университет выражает глубокие соболезнования родным и близким Александра Евгеньевича Щербакова.