«Воспитать личность — значит, воспитать патриота», — А.Д. Гуляков

27.07.2015 11:34

Ректор Пензенского государственного университета Александр Дмитриевич Гуляков — о программе патриотического воспитания и формировании личностных качеств студентов: как это видят в крупнейшем вузе региона

— Не секрет, что в российском образовании в последние годы возникла некая тенденция к упрощенному пониманию воспитательной роли учебных заведений. Я бы даже сказал, что приходится слышать голоса, которые эту роль вообще сводят к нулю: дескать, учебное заведение обязано только обучать своих учеников, студентов, давать им определенную сумму знаний и навыков, а воспитание – прерогатива семьи. Причем, речь в данном случае идет даже о школах, вузы же, по мнению этих «голосов», вообще должны стать лишь местом, где молодежь приобретает профессиональные знания, и только. Категорически с этим не согласен и считаю такую тенденцию крайне нездоровой: роль школы, в том числе высшей школы, в воспитательном процессе, в формировании личности настоящего, достойного гражданина своей Родины переоценить невозможно. Ведь где как не в вузе происходит социальная адаптация молодежи, складывается процесс осознания себя как части большого и важного целого — своей страны и мира в целом?

Пензенский государственный университет, являясь признанным флагманом высшего образования в своем регионе, возвел проблему воспитания личности вообще и патриотического воспитания в частности не просто в ранг одной из основных задач руководства и педагогического коллектива — мы считаем данный аспект своей деятельности делом чести педагога и гражданина. Это далеко не простая декларация: повседневная жизнь студентов, преподавателей, сотрудников вуза наполнена таким количеством событий, что мы уже можем говорить об определенных успехах в воспитательном процессе. И в первую очередь потому, что высокий процент вышеназванных событий происходит не по указке сверху, не по нашей инициативе, а по инициативе самих студентов.

Приведу небольшой, но, по моему мнению, достаточно яркий пример. Как известно, совсем недавно вся наша страна отметила 70-летие Великой Победы. Все вы знаете, какой подъем и воодушевление царили в эти дни во всех уголках нашей Родины, и ярчайшим примером всплеска патриотических чувств в широких народных массах стала Всероссийская акция «Бессмертный полк». Но тут потребуется некоторое уточнение: безусловно, зная о существовании такой акции и даже стремясь участвовать в ней, ни один человек в стране не подозревал, насколько велик окажется интерес к этой, без сомнения, выдающейся инициативе. Никто не знал, что в рядах «Бессмертного полка» пройдут миллионы россиян и что на Красную площадь с портретом своего отца-фронтовика выйдет сам президент Путин. То есть, те, кто встал в эти ряды, делали это по зову сердца — не из каких-либо карьерных или иных, а только патриотических побуждений. А в нашем университете прошла собственная акция — «Бессмертный полк ПГУ», в ходе которой участники пронесли портреты наших студентов, преподавателей и выпускников — участников Великой Отечественной войны. И самый важный момент этого события заключается в том, что инициатива вот этого «созыва» «Бессмертного полка ПГУ» исходила не «сверху», а именно из студенческих масс. Это ценно, и это, я считаю, является своего рода показателем успешности той работы по патриотическому воспитанию, которая ведется в Пензенском государственном университете.

Что касается воспитательной и социальной работы в ее организационном аспекте, то в Пензенском государственном университете она реализуется в соответствии с «Концепцией воспитательной работы», которая принята Ученым советом ПГУ от 16.09.2010 № 1 и введена в действие приказом ректора университета от 18.11.2010 № 1365/О. Главной целью «Концепции» является организация в университете воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Среди направлений деятельности по достижению главной цели Концепции отмечу профессиональное и трудовое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание; спортивно-оздоровительное воспитание; формирование информационной культуры; экологическое воспитание.

В организационную структуру подразделений, занимающихся воспитательной работой в университете входят Совет вуза по воспитательной работе (координационный Совет); управление воспитательной и социальной работы, центр общественных профессий, центр культуры, студенческий клуб, студенческий городок. Безусловно, реализация воспитательной деятельности была бы невозможна без участия коллегиальных органов, в том числе, что называется, чисто студенческих: совета студенческого самоуправления вуза; студенческих советов факультетов, общежитий; научных студенческих обществ; студенческих комиссий по качеству; профсоюзного комитета студентов; ученых советов факультетов/институтов.

Студенческие советы на факультетах вуза действуют еще с 2010 года, а в конце 2011 года был создан Совет студенческого самоуправления ПГУ, в который вошли следующие представители студенческих организаций ПГУ: профсоюз студентов, председатели студенческих советов факультетов, председатели профбюро факультетов, председатели СНО факультетов, председатели студенческих советов общежитий, студенческие отряды («Адреналин» и «Рекорд»), старосты.

Созданная за последние годы система воспитательной и социальной работы, а также эффективная структура студенческого самоуправления позволили организовать Школу студенческого актива «Импульс», направленную на формирование и развитие профессиональных, общекультурных и личностных компетенций у студентов, занимающихся активной общественной жизнью по различным направлениям. Центральное место в Школе студенческого актива занимает обучение представителей органов студенческого самоуправления: это необходимо для развития у представителей этих органов коммуникативных и лидерских качеств, навыков принятия управленческих решений, презентации себя и своих проектов. Следует также отметить такой стартап-проект школы, как программа обучения старост учебных групп. Пензенский государственный университет стал первым вузом региона, а, возможно, и всей страны, где деятельность этих начинающих молодых руководителей попытались вывести из-под «крыла» деканатов (как это было принято во все времена) и начать их обучение в Школе студенческого актива — разумеется, с целью формирования и развития в этих ребятах лидерских качеств.
Особое внимание заслуживает такое направление Школы актива «Импульс», как обучение волонтеров. Как известно, волонтерство имеет особую актуальность во всем мире, поэтому мы в ПГУ считаем его одним из приоритетных направлений молодежной политики, и всячески поддерживаем его широкое распространение. На каждом факультете образовались волонтерские отряды во главе с главным волонтером; вместе все они образуют волонтерское движение «Фабрика добра». Студенты-волонтеры ПГУ осуществляют деятельность по следующим направлениям: патронаж детских домов и интернатов, спортивное волонтерство, поддержка пожилых людей и ветеранов, донорское движение, а также регулярно проводят акции, концерты, тренинги и другие мероприятия для различных категорий нуждающихся. Волонтеры из нашего университета работали на Всемирной Универсиаде в Казани, на Олимпийских играх в Сочи, участвовали в Саммите АТЭС во Владивостоке. В Школе студенческого актива «Импульс» у волонтеров развивают навыки эффективной коммуникации, формируют такие качества, как гуманность, эмпатия, ответственность.

Безусловно, воспитательная работа внутри вуза не может существовать в отрыве от ситуации и процессов, происходящих в городе и регионе. В этой связи могу отметить, что студенты нашего университета уже не один год являются членами Молодежного Парламента Пензенской области, Молодежной думы города Пензы. Мы поддерживаем эти устремления наших учеников, считая, что таким образом они с молодых лет приучаются приносить пользу своей малой Родине — причем, не словами, а конкретными делами. А это, по моему глубокому убеждению, и есть самый настоящий патриотизм.

Наталья Толкачева. «Университетская газета» № 5

» Последние новости:
01.02.2025 09:44 Не стало Сергея Ивановича Неделько
31.01.2025 15:16 Международную деятельность рассмотрели на заседании Ученого совета ПГУ
31.01.2025 11:17 В ПГУ разрабатывают инновационное медицинское оборудование для диагностики рака молочной железы
31.01.2025 10:22 Представители ПГУ приняли участие в рабочем совещании по вопросам внедрения «Электронной карты компетенции выпускников»
31.01.2025 09:01 Поздравляем с 70-летним юбилеем профессора кафедры «Педагогика и психология» Павла Гагаева!
30.01.2025 16:38 Не стало ветерана Института международного сотрудничества Алексея Гончара
30.01.2025 15:58 Избраны заведующие кафедрами
30.01.2025 15:23 Ректор вручил награды сотрудникам ПГУ на Ученом совете
30.01.2025 11:23 Студенты Педагогического института ПГУ прошли «Педагогический марафон» в Центре знаний «Машук»
29.01.2025 16:39 Преподавателю ПГУ присвоено звание доцента