Педагогическая практика у студентов историко-филологического факультета
Своими впечатлениями о педагогической практике делится студентка V курса направления подготовки «Русский язык, литература и журналистика» Зинаида Макарова (место прохождения практики – МОУ СОШ № 35 г. Пензы; методист по русскому языку – доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» М. Г. Луннова).
***
Звонок. Пустой класс. Вдруг слышится оглушительный топот, и в класс вбегает толпа растрёпанных учеников – мой 10 «Б».
- Простите, Зинаида Александровна, больше не будем!
Ученики быстро рассаживаются по местам и включаются в работу. Через минуту уже начинается оживлённый спор. Как и любого учителя, меня раздражали постоянные опоздания моих мальчишек (в классе всего 4 девочки), пока классная руководительница не сказала, что опоздания у 10 «Б» – дело обычное, а уроки литературы они посещают чаще остальных. Меньше опаздывают – больше уважают. И действительно, стоило мне обратиться с просьбой к кому-либо из моих детей, всё сразу же выполнялось: домашние задания подготовлены, музыка к субботней ярмарка подобрана, читальный зал в библиотеке приведён в порядок… Классная руководительница только удивлялась: обычно у ребят снега зимой не допросишься. На её удивление один из моих учеников ответил:
- Понимаете, Зинаида Александровна нам как старший наставник, а не учительница, поэтому ей и помогать хочется.
В этот момент я поняла, что моя педагогическая практика в школе № 35 г. Пензы не прошла даром: я не только побыла учителем для двадцати мальчишек-сорванцов, но и сама научилась от детей важным вещам.
Кроме этого, во время практики я действительно почувствовала себя звеном настоящего педагогического коллектива. За короткие семь недель я узнала, что такое планёрки, классные часы, составление рапортичек и даже вызов родителей в школу. Мне приходилось заменять других учителей, водить детей на выставки и в кино, принимать участие в организации Дня Учителя… И ребята всегда приходили мне на помощь! Не оставляли меня в сложных ситуациях и учителя. Они не только давали хорошие советы молодому педагогу, но и, пренебрегая собственными делами, оказывали мне посильную помощь в нелёгкой «бумажной» работе. А ведь найти язык с коллегами, пусть и временными, невероятно важно!
Оказалось, что в работе учителя много трудностей, но их несложно преодолеть, если ты любишь свою профессию. Поверьте, достаточно одной недели в школе, чтобы понять, стоит ли посвящать свою жизнь обучению детей. Неудивительно, что все знакомые спрашивают, как это – быть учителем? Ещё со школьной скамьи в нас вкладывают мысль: нужно работать учителем, если любишь детей. Но все как-то забывают про то, как важно отношение детей к тебе. Не нужно быть строгим учителем (только иногда), мамой для всех детей, лучшим другом… Нужно вникать в их проблемы, уметь слушать и находить подход к каждому. В этом – секрет успеха любого учителя.
Спасибо моим замечательным детям за незабываемые недели, педагогическому коллективу – за понимание и помощь, и всей школе № 35 за тёплую встречу и незаменимый преподавательский опыт!