Проректор Сергей Николаевич Егоров дал интервью журналу «Доступный мир»
Тема беседы была посвящена толерантности и отношению в современном мире к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
«Толерантность – понятие куда более широкое, нежели просто «терпимое отношение к непохожим на нас людям», – отметил С.Н. Егоров. –Это, скорее, одна из основополагающих доктрин современности, некая «точка отсчета» в системе общечеловеческих ценностей XXI века. Людям, которым довелось жить в эпоху глобализма, необходимо осознавать себя частью новой действительности, включающей в себя как философские, так и повседневно-бытовые аспекты явления, имя которому «толерантность». И чрезвычайно важно, чтобы осознание этого закладывалось в мировоззрение каждого члена общества в пору взросления, становления личности.
Профессор Егоров рассказал о том, как решает данную задачу ведущий вуз региона – Пензенский государственный университет.
– Начнем с очень простого вопроса: могут ли молодые люди с ограниченными возможностями стать студентами нашего университета? Ответ прост: не только могут, но и вполне успешно учатся на различных факультетах ПГУ. Согласно действующим в университете правилам приема, лица с ограниченными возможностями зачисляются в вуз вне конкурса. Это дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент подачи заявления о приеме право на прием в вузы вне конкурса и которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях. Так что молодым людям, имеющим ограниченные физические возможности, дорога в наш университет отнюдь не заказана. Не стану утверждать, что процент таких студентов очень высок: из 20 000 человек их сегодня 57. Шестеро из них – инвалиды I и II групп, 36 – инвалиды III группы, и 15 ребят имеют статус инвалидов детства. Большая часть имеет проблемы со зрением или заболевания опорно-двигательного аппарата. А знаете, какое из подразделений ПГУ более всего привлекает абитуриентов с ограниченными возможностями? Медицинский институт. Здесь учится 17 ребят-инвалидов. Очевидно, люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, стремятся быть полезными обществу, хотят помогать другим людям, также испытывающим подобные проблемы. И то, что они имеют возможность этому научиться, я полагаю, замечательно.
В настоящее время в ПГУ действует целая система поддержки студентов, признанных лицами с ограниченными возможностями. Это и социальная стипендия в размере 1980 рублей в месяц, и оказание материальной помощи, объем которой определяется индивидуально в каждом конкретном случае, и обеспечение ребят-инвалидов путевками в университетский санаторий-профилакторий и здравницы Черноморского побережья, и организация занятий физкультурой по специальным учебным программам в зависимости от заболевания. Могу заверить вас, что в нашем университете никто не отстраняет ребят от общей социокультурной среды – напротив, они вовлечены в нее точно так же, как и здоровые студенты. Они участвуют в студенческом самоуправлении и общественной работе, и делают это также активно и увлеченно, как и их однокурсники. Если возникает такая необходимость, студенты-инвалиды всегда могут воспользоваться помощью со стороны психологической службы университета – она действует постоянно. Важным этапом поддержки инвалидов в нашем вузе стало создание так называемой безбарьерной среды – условий, облегчающих пребывание студентов с проблемами здоровья в помещениях университета и передвижение по ним. Так, на сегодняшний день в новом 9-м конкурсе существует специальный пандус для перемещения на инвалидной коляске, а в девятиэтажном корпусе №8 работает лифт. Уверен, что это не мелочи – это показатель того, что наш университет старается предоставить равные возможности всем студентам, независимо от состояния их здоровья.
Что касается методов воспитания толерантности в сознании студентов нашего университета, то такая работа ведется как со стороны руководства университета, так и по инициативе самих студентов. Так, уже стало традицией проведение круглых столов на темы «Толерантность в современном обществе», «Семья и семейные ценности» и т.д. Мы ежегодно принимаем участие в общегородском конкурсе социальных проектов «Здоровье мое и моей семьи – здоровье России», регулярно навещаем жителей дома инвалидов, буквально с каждой академической группой, на базе тренингового центра «Импульс», проводим тренинги, направленные на развитие толерантного мышления. Отдельно хочется отметить программу помощи инвалидам «Ковчег», которая разработана и внедрена непосредственно в стенах университета. Ее организатор – аспирант факультета вычислительной техники Кирилл Шепелев. Программа уникальна тем, что включает в себя и посещение домов инвалидов, и организацию помощи в благоустройстве территории домов инвалидов, и интеграцию инвалидов в социокультурное пространство вуза, в том числе – экскурсии по университету, концерты и другие подобные мероприятия. Хочу также обратить внимание на то, как работают над развитием основ толерантности в педагогическом институте, который, как вы знаете, теперь также входит в состав ПГУ. Это особенно важно, поскольку только будущие педагоги способны, словно эстафетную палочку, передать мышление и поведение, свойственное толерантной личности, своим ученикам. А ведь именно они, ученики наших выпускников и составят будущие поколения граждан великой России.