Юрий Смирнов: цифровизация — это тоже математика

Заведующий кафедрой «Математика и суперкомпьютерное моделирование» Пензенского государственного университета — о мировых научных тенденциях, таланте молодых коллег, везении своих студентов, оптимальном возрасте для прихода в науку и о том, как лучше провести новогодние каникулы.

— Юрий Геннадьевич, в 2022 году кафедра «Математика и суперкомпьютерное моделирование» отметит 20-летие. К первому юбилею кафедра подходит как одна из передовых в вузе и, пожалуй, смело может претендовать на звание безусловного флагмана университетской науки. Об этом говорят и университетский рейтинг, и признание в научном мире. А начиналось всё в 2002 году с трёх преподавателей и двух аспирантов. Что вы можете сказать о том пути, который кафедра прошла в своём развитии?

— Наш путь долгий и, надеюсь, славный. Количественный состав кафедры почти не изменился за последнее время: если в 2015 году у нас было 14 преподавателей, то сейчас буквально на пару человек больше. При этом мы сильно поменялись качественно. Коллектив стал более молодым (если не считать меня, то нашим учёным нет и сорока пяти лет) и стопроцентно остепенённым. Даже в сложном пандемийном году у нас прошла защита кандидатской диссертации Валерии Юрьевны Мартыновой (Курсеевой), состоялась в Москве и уже утверждена ВАК. Осенью в диссертационном совете Казанского федерального университета защитил докторскую диссертацию Алексей Александрович Цупак. Так что у нас теперь не один доктор наук, как было раньше, а два, и надеюсь, в следующем году ещё Дмитрий Викторович Валовик и Евгений Юрьевич Смолькин нас порадуют защитами своих докторских диссертаций. Кафедра у нас молодая и амбициозная, как видите, весьма и весьма квалифицированная. Все преподаватели — мои ученики, которые остались работать здесь после окончания университета и защиты. Всего на данный момент под моим руководством защитились 17 кандидатов наук.

— В этом году вы вошли в число победителей Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы». Здесь отмечаются представители вузов, имеющие личные успехи и высокие достижения в учебном процессе и научном наставничестве. Символично и то, что именно в 2021 году появился новый официальный праздник — День преподавателя высшей школы. Что является вашим педагогическим кредо и как вам удаётся не только вовлекать, но и удерживать молодёжь в науке?

— Интересный вопрос. Я выиграл этот конкурс в номинации «За вклад в науку и высшее образование». Науку здесь следует иметь в виду как главный приоритет. Именно наука позволяет сформировать на кафедре столь эффективный коллектив. Да, для наших сотрудников наука — это основной интерес, это наш «хлеб». Имея достаточное количество грантов, мы можем посвящать себя этой деятельности. Это даёт возможность заниматься теми исследованиями, которые представляют для нас интерес. Начиная с 1996 года мною выиграно не менее 35 грантов. В этом непрерывном процессе молодые ребята начинают с нами, а затем становятся самостоятельными. Сейчас у нас на кафедре 10 действующих грантов, четыре из которых ведут мои ученики самостоятельно: Дмитрий Викторович Валовик, Евгений Юрьевич Смолькин, Марина Александровна Москалёва, Валерия Юрьевна Мартынова — у них свои гранты, свои, пусть пока небольшие, научные коллективы. Одним словом, именно научная деятельность — наша основа, без этого, я считаю, невозможно нормально развивать кафедру, не только нашу, но и вообще какую бы то ни было, невозможно качественно строить образовательный процесс. Сейчас всё меняется так быстро, что если мы не будем отслеживать эти изменения, то отстанем очень быстро — и не только в науке, но и в образовании тоже. Этого допустить нельзя.

— Быть может, вы придерживаетесь каких-то принципов или используете советы, данные вам в своё время вашими преподавателями?

— У меня было много учителей, и все они замечательные. Сегодня хочу отметить Андрея Николаевича Тихонова, это основатель и декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, академик, выдающийся советский математик. Я учился у него на кафедре. Андрей Николаевич всегда говорил, что задачи, которые нами решаются, надо брать из практики, из естествознания, они и наиболее важные, и в то же время наиболее сложные и интересные. Многие математики грешат тем, что берут задачи немножко «с потолка», без выраженного практического значения, интересные просто с математической точки зрения — «чистая», так сказать, наука. Тихонов был против этого, он считал, что нужно браться за сложные задачи и не уходить от их решения. Пожалуй, могу сказать, что этого кредо я всю жизнь и придерживаюсь.

— Как рано нужно студентов вовлекать в науку, чтобы они добились результатов? Может быть, уже на первом курсе, когда они только поступили, чтобы к магистратуре они уже пришли с пониманием, со «вкусом» науки?

— Это зависит от конкретных личностей. Есть такие студенты, которых можно и с первого курса привлекать, но в основном это, конечно, старшие курсы. Тут стоит упомянуть грант РФФИ «Научное наставничество», по которому я работал в последние два года и который дал мне возможность как наставнику работать в президентском центре «Сириус» в Сочи. Благодаря этому гранту там побывали наши студенты, магистранты, аспиранты. Приезжали ребята и в 2020 году, и в 2021, в рамках научно-образовательной школы «Вычислительные технологии, многомерный анализ данных и моделирование» слушали лучших специалистов в нашей области — профессоров, докторов наук, академиков РАН. Безусловно, для молодёжи это было важным этапом для вовлечения в науку. Обмен опытом очень важен: приехав в Сочи, они увидели ребят со всей России, от Владивостока до Москвы, это были их ровесники из Физтеха, МГУ, Бауманки — то есть лучших вузов страны. Вместе делали проекты. Для наших ребят это совершенно новая задача, новая деятельность и очень большое везение. Я очень рад, что такой грант был, что эти поездки состоялись. Мы провели там международную конференцию и два образовательных модуля вместе с коллегами из разных городов. Думаю, что для моих учеников это было очень полезно.

— В последние годы главными научными темами кафедры были разработка математических методов исследования нелинейных задач по распространению электромагнитных поляризованных волн, а также разработка математических, численных методов и комплексов программ для решения сложных задач дифракции электромагнитных волн. Продолжаются ли эти исследования или сейчас реалии таковы, что приходится включаться в какие-то новые направления?

— Да, эти исследования продолжаются, но есть и новые темы. Их прядка шести-семи. У нас, как я уже упомянул, сейчас реализуется 10 грантов. Поскольку одну тему нельзя вести по разным грантам, то направления исследований разные. Это задачи, возникающие и в электродинамике, и в медицине, и в математической физике — спектр у нас очень широкий. Каждый из наших сотрудников участвует в двух-трёх грантах и ведёт несколько тем. Хочется отметить, что сегодня мы стали ближе к практике. В позапрошлом году впервые защитил кандидатскую диссертацию мой ученик Роман Евстигнеев. Он стал кандидатом технических наук — теперь в списке моих учеников 16 кандидатов физико-математических наук, а один — технических. Роман довёл вместе с нами дело до реального эксперимента. То есть речь в данном случае уже идёт не только о теоретических и фундаментальных исследованиях, но и о прикладных тоже. Это, безусловно, шаг вперёд.

— Насколько активны сейчас международные научные контакты? Заметно ли усиление интеграции в международное научное сообщество со стороны учёных ПГУ в последние годы?

— Мы активно сотрудничаем с зарубежными коллегами. В настоящее время осваиваем два гранта с представителями Китая, один с Шанхайским университетом, в этом проекте участвуют также специалисты из МГУ; и ещё у нас активно идёт сотрудничество с фирмой Huawei. Это уже совершенно практическая вещь: мы пишем программы, как принято говорить у программистов, коды, и предоставляем нашим партнёрам практически готовый программный продукт, который может быть использован в реальных условиях производства.

— Что вы назвали бы главными итогами нынешнего года, объявленного Годом науки и технологий, для вашей кафедры?

— Если говорить о, так сказать, осязаемых результатах, то это, конечно, выигранные нами гранты. Да, мы и раньше их выигрывали, но десять — это действительно своего рода рекорд, такого никогда не было в университете, да и вообще в Пензе. Очень важен и для кафедры, и для меня лично грант «Научное наставничество». Сотрудничество с китайскими партнёрами — и в фундаментальной области, и в прикладной. Кроме того, те две защиты, о которых я говорил, Валерии Мартыновой и Алексея Цупака — это тоже большое наше достижение. К сожалению, в связи с пандемией это событие было несколько отодвинуто: Валерия, например, могла бы защититься почти два года назад…

— Как, кстати, отразилась пандемия на работе кафедры? Она всё-таки затормозила не только образовательную деятельность, но и научную?

— Она очень плохую роль играет, и в науке тоже.

— Однако бытует такое мнение, что проводить форумы, в том числе научные и международные, с пандемией стало проще, потому что можно участвовать онлайн. Каково ваше мнение, насколько это продуктивно?

— Технически да, но эффективность этого формата на порядок ниже. Потому что научные конференции и симпозиумы важны не только тем, что мы можем там представить свои доклады и послушать выступления коллег. Многое происходит, как говорят, в кулуарах, где мы можем пообщаться с десятками людей, которые тоже работают в нашей области, можем обменяться мнениями, результатами — вот это самое главное. В формате видеоконференций этого не получается, там идут только доклады, может быть, вопросы, а общения-то, к сожалению, и нет.

— Российская математическая школа — одна из передовых в мире, так было всегда, и сейчас эти позиции удаётся удерживать. Благодаря вам и коллективу кафедры пензенская математическая школа тоже остаётся в числе ведущих в России. Вы наверняка отслеживаете мировой математический опыт. Какие прорывные исследования можно назвать, в которые кафедра включена или просто считает их магистральными в математике?

— Тенденции такие, конечно, есть и в теоретической, и в прикладной математике. Пожалуй, мы им следуем. В частности, развиваем суперкомпьютерную тематику — и самостоятельно, и вместе с московскими коллегами. Что касается мегапроектов, то мы тоже имеем к ним отношение, занимаемся задачами, связанными с новыми материалами, с метаматериалами, с нанотехнологиями. Я думаю, что основная тенденция сегодня в том, что очень много областей в науке настолько математизированы, что фактически стали частью математики. Наша «родная» теоретическая электродинамика за счёт великого Максвелла уже давно стала частью математики. Такие прикладные области, как распространение волн, в том числе электромагнитных, нелинейных, дифракция — это всё уже может рассматриваться как математические области. Даже модное сейчас слово «цифровизация» означает, по сути, математизацию, дело-то ведь не в цифре, а в алгоритме. Да, сегодня это уже не то чтобы чистая математика, а скорее практика с упором на машинное обучение, на искусственный интеллект. Мы занимались и будем заниматься этими задачами, математика сегодня востребована весьма и весьма.

— Каковы перспективы кафедры в её юбилейный год? Какие цели вы ставите перед собой и коллективом?

— Это самый сложный вопрос. Тенденция сейчас такова, что сотрудники на кафедре становятся совсем «взрослыми», это уже состоявшиеся учёные, которые могут сами выбирать себе направления. И если говорить о тенденциях, то я сравнил бы наш коллектив с деревом, которое дало большие и мощные ветки, и эти ветки сами могут выбирать, куда им расти. Коллеги могут работать и независимо от меня, и в этом плане я надеюсь, будут новые интересные результаты, которые, может быть, даже не связаны с моей работой и моей тематикой. Для меня как для научного руководителя наших учёных это очень волнующий момент, но я в них уверен.

— Понятно, что наука для вас — это буквально вся ваша жизнь, неслучайно же в прошлом году вы были удостоены звания «Учёный года Пензенской области в сфере технических наук». Но ведь и отдых тоже важен. Что помогает вам отвлекаться: хобби, спорт, книги, музыка, природа, путешествия?

— Честно говоря, практически всё свободное время я занимаюсь математикой. Но, конечно, спорт и другие виды отдыха тоже мне не чужды. Люблю, например, плавание и могу сказать, что в центре «Сириус», о котором я вам рассказывал выше, целый месяц провёл на море и плавал каждый день. Огромное удовольствие! Зимой катался на горных лыжах на «Розе Хутор». Музыка, литература для меня тоже важны, и иногда даже удаётся что-нибудь послушать на концерте, в основном это классическая музыка. Любимый писатель — Варлам Шаламов.

— Посоветовали бы своим ученикам больше слушать классики и читать серьёзные книги? Впереди ведь Новый год, зимние каникулы — время у ребят будет.

— Конечно, читать и слушать музыку необходимо, но каникулы я бы советовал проводить активно: лыжи, прогулки, общение с друзьями. Это будет отличной зарядкой для дальнейшей учёбы — и научной деятельности, разумеется, тоже.

Беседовала Наталья Толкачёва, фото Дмитрия Валовика,
«Университетская газета», № 9 (1773) от 9 декабря 2021 года

Дата создания: 11.08.2022 13:36
Дата обновления: 11.08.2022 13:36