«Репетиция — любовь моя»: Константин Бутин рассказал о жизни студенческого театра «Кириллица»

24.06.2024 10:00

Театр «Кириллица» стал культурным явлением не только для Пензенского госуниверситета, но и для всей области. Об атмосфере спектаклей, о том, должен ли театр воспитывать, что стоит за легкостью актерской игры, всем ли дано остаться в театре, поговорили с режиссером, выпускником вуза Константином Бутиным.

— Театр «Кириллица» — знаковое явление в молодежной жизни города. Что значит театр для студента?

— Хороший вопрос. Я думаю, что театр для студентов — это возможность прожить яркую студенческую жизнь, которая бывает только один раз. Даже если кто-то решает получить второе образование, освоить новую профессию, это уже не то, другая атмосфера. Это возможность поверить в себя, в свои силы, научиться ответственности, работе с людьми, выходить на публику. Это возможность прикоснуться к чему-то большему, чем ты сам, потому что театр — это в первую очередь искусство. Стать частью искусства, светлого, настоящего, очень важно, на мой взгляд.

— Театр воспитывает?

— Воспитывает, преображает, помогает объединить или переформулировать, переформатировать весь разрозненный жизненный опыт, который есть у зрителя, и открыть ответы на многие вопросы, сделать все ясным и понятным. Бывает так, что зритель приходит на спектакль одним человеком, а выходит совершенно другим, обновленным. Но весь парадокс в том, что хороший театр не обязан все это делать, он не несет воспитательной миссии в своей изначальной задумке. Если вы решили поставить спектакль как назидание, то получится просто хороший открытый урок с элементами театрализованной постановки. Воспитание через призму театра сродни фотосинтезу. Фотосинтез — это в первую очередь процесс, необходимый для обеспечения жизнедеятельности самого растения, леса не обязаны выделять кислород для человека. Но так устроено на Земле: растения живут, питаются, перерабатывают солнечный свет, а мы дышим кислородом. Один и тот же спектакль может по-разному откликнуться в душах и умах разных зрителей. Вспоминаются строки: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».

— Когда приходишь на спектакли «Кириллицы», нет ощущения, что это студенческий театр, но ты понимаешь, что за каждой постановкой стоит большая работа. Многие ли готовы к такой работе? И как удается добиться легкости на сцене?

— Легкость проявляется именно на сцене. Вся усталость должна остаться за кулисами. Спектакль «Записки юного врача» мы репетировали год, но ни у кого на сцене в день премьеры не было бегущей строки на лбу о том, как мы устали и, когда все закончится, пойдем отсыпаться сутки. Конечно, к этому не все готовы, не многим дано остаться в театре. Кто не выдерживает ответственности, сложности — отсеивается в процессе репетиций. Бывает, что кто-то приходит просто попробовать свои силы. Это самый сложный момент для режиссера и труппы, когда приходит студент, начинает репетировать и все у него получается, но он решает, что театр — это не его. Единицы выбирают театр как единственный профессиональный путь. На сегодняшний день выпускниками Театрального института имени Б. Щукина, актерами театра и кино являются наши Александр Фёдоров и Анна Чернова. Для большинства людей студийный театр — это отдушина, это привнесение гармонии в их собственную жизнь. У них есть свое дело, в котором каждый нужен и важен и в котором тоже приходится преодолевать трудности. Но для этих людей важно найти время для театра.

— Ведете ли какие-то подсчеты, сколько человек прошло школу театра «Кириллица»?

— Более 100 человек сыграли в «Кириллице» за все время существования театра. Изначально в театре были актеры факультета физико-математических и естественных наук, педагогики, психологии и социальных наук и историко-филологического, сегодня у нас играют ребята почти со всего ПГУ, а также те, кто учится в строительном и технологическом университетах, актеры ТЮЗа г. Заречного и народная артистка РФ Галина Евгеньевна Репная. Сегодня с учетом спектаклей «Яма» и «Остров Инишмаан», где задействованы приглашенные артисты, в театре играют порядка 70 актеров. Они же декораторы, реквизиторы: «Кириллица» — студийный проект, у нас нет отдельно выделенных специалистов, кроме художников по свету. Все вместе они создают атмосферу спектаклей. Например, в «Яме» на сцене одновременно 40 актеров, а всего над ней работают 56 человек, которые бросают все дела и говорят: «Мы в Яму». Это и студенты, и преподаватели, и сотрудники вуза, и профессиональные актеры Пензы и Заречного, музыканты, художники по свету… В конце спектакля Ирина Латынова произносит монолог, а артисты, находящиеся с ней на сцене и за кулисами, плачут в этот момент. Если еще говорить о цифрах, мы начинали в 2015 году с репетиций и показа одного спектакля «Шукшинские рассказы» в актовом зале Педагогического института, а в творческом сезоне — 2023/24 сыграли наши постановки 55 раз в 16 районах Пензенской области, выиграли два гранта — региональный и федеральный — и представили три премьеры. Во многих спектаклях появились дубли, в премьерной постановке этого года «Игроки» у нас сразу были запланированы два состава, потому что ребята хотят играть. Символично, что этот сезон мы закрыли самым первым нашим спектаклем «Шукшинские рассказы». Мы попрощались с ним. Возможно, сыграем его когда-нибудь, но это не точно.

— Когда вы выходите перед спектаклем и обращаетесь к зрителям, складывается впечатление, что вы режиссер очень мягкий. Как сами оцениваете свою требовательность к актерам, подготовке спектаклей и как вообще складываются отношения с труппой?

— Раньше я думал, что спектакль должен быть поставлен любой ценой: вижу цель, не вижу препятствий. Сейчас я понимаю, что это не так. У Анатолия Эфроса есть прекрасное изречение: «Репетиция — любовь моя». Задача режиссера — сделать все, чтобы репетиция стала для актеров потоком любви, созидательности. Меня этому научила Галина Евгеньевна Репная. Она мне показала, что репетиция — это не сто тысяч почему (ты опоздал, не выучил, не принес), а созидание. Но это возможно только с теми, кто дисциплинированно и осознанно относится к процессу. Сейчас мы уже к этому пришли.

— Можно ли с позиции режиссера говорить о любимых спектаклях?

— Я не знаю, как это происходит у других режиссеров, но за себя могу сказать, что мой любимый спектакль — каждый в моменте. Идет «Шинель», и я думаю: лучший спектакль. Но вот мы играем «Бесов» после годового перерыва и я вижу, как все выросли на других постановках, какие смыслы теперь вкладывают актеры, и начинаю сильнее любить «Бесов». И так происходит каждый раз. Вообще, для многих режиссеров спектакль заканчивается в день премьеры. Да, его можно дорабатывать, смещать акценты, править свет, менять отдельные мизансцены, вводить новых актеров, но главное уже сказано. Как только постановка обрела жизнь, ты перестаешь думать о том, что сделано, ты думаешь о том, что еще не сделано.

— Наверное, ни один коллектив не может существовать без поддержки. Насколько в Пензе и в России поддерживаются студенческие театральные коллективы?

— Нам было бы странно жаловаться на отсутствие поддержки. Мы чувствуем, что мы нужны, что наш театр интересен. В первую очередь, конечно, в Пензенском государственном университете. Нас не забывают на уровне Министерства культуры и туризма и правительства Пензенской области. Мы многого никогда не просим и стараемся обходиться своими силами, но если обращаемся за помощью, нам не отказывают. В марте этого года мы провели театральный форум, посвященный мировой премьере спектакля «Мой сумасшедший папа» по одноименной повести Ирины Андриановой, на которую приехала автор с коллегами из Москвы: журналистами, общественными деятелями, медийщиками. Ректор ПГУ Александр Дмитриевич Гуляков выделил транспорт для того, чтобы всю делегацию мы могли встретить, отвезти в гостиницу, показать город, доставить на премьеру. Министерство культуры поспособствовало тому, чтобы для гостей бесплатно прошли экскурсии в музеях. Министр культуры лично пришел на премьеру и поблагодарил Ирину Анатольевну. Это все говорит о том, что мы как явление занимаем свое определенное место в культурной жизни региона. Когда все завершилось, Ирина Анатольевна писала нам, какой гостеприимный город Пенза. На одном из интернет-ресурсов для путешественников она опубликовала статью о Пензе, о театре, о спектакле — под таким впечатлением гости остались от приема. Когда мы показывали спектакль во второй раз, спустя месяц, она снова к нам приехала, чтобы посмотреть и поддержать. Что касается поддержки студенческих театров в России, то сейчас государство заинтересовано в их появлении. Фестиваль «Театральное Приволжье» проходит под патронажем полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова и собирает лучшие студенческие и школьные коллективы со всего ПФО. Один из наших любимых фестивалей «Абрикосовый сад» в Чувашии в этом году получил грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив и вошел в программу Российской студенческой весны. Мы сами выиграли два гранта Росмолодежи на проведение театральных школ и постановку спектаклей. Причем последний грант нам только предстоит реализовать, он будет посвящен современным технологиям в искусстве. Если бы государство не было заинтересовано в развитии студенческих театров, наверное, всего этого тоже бы не было. Конечно, студийные театры не могут носить такого массового характера, как спортивные секции или КВН, но их становится больше, интерес к театру растет.

— Что в творческих планах «Кириллицы»?

— Сначала отдохнуть, перевести дух, потому что этот творческий сезон был крайне насыщенным, а затем, конечно, взяться за новую работу. Летом мы планируем поучаствовать в новых грантовых конкурсах, осенью будем реализовывать проект «PROтеатр2.0» и готовить к выпуску спектакль «Марсианские хроники» по рассказу Рэя Бредбери «Илла» и потом приступим к постановке «Женитьбы Бальзаминова». Я долго вынашивал эту идею, думал: ставить то, что уже гениально сыграно, не стоит. Но я возвращаюсь к этой мысли снова и снова, она меня не отпускает, а значит, надо делать обязательно. Формат читок, который мы открыли для себя в прошлом году, надеюсь, плотно войдет в нашу жизнь. И кто знает, может, одна из читок подарит идею для новых постановок.

Кристина Злыднева, Наталья Толкачёва
«Университетская газета», № 5 (1796) от 13 июня 2024 года